Как реабилитировать детей с РАС и аутизмом, используя возможности зеркальных нейронов?
Unsplash: Caleb Woods

Что такое зеркальные нейроны?

Тема реабилитации РАС и аутизма на сегодняшний день одна из самых востребованных у детей с невроразвитием по всему миру. Несмотря на широкую известность проблематики аутизма, конкретного и универсального лечения нет, так как заболевание носит собирательную нозологию. Но благодаря ученым в области нейропсихологии произошло открытие, которое способно не только помочь в реабилитации и коррекции детям с невроразвитием, но и понять этимологию зарождения психоневротической патологии, а значит появился шанс значительно повлиять на судьбу носителя РАС и аутизма.

Что такое зеркальные нейроны? В чем принцип их действия? Какие существуют признаки нарушенной работы зеркальных нейронов? Как реабилитировать детей с РАС, используя возможности зеркальных нейронов? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.

Что такое зеркальные нейроны, принцип действия

Зеркальные нейроны — это тип нейронов, которые активируются не только тогда, когда человек выполняет определенное действие, но и когда он наблюдает за аналогичным действием, выполняемым другими. Эти нейроны были впервые обнаружены в 1990-х годах итальянскими учеными в моторной коре макак-резусов. Позже были найдены доказательства существования зеркальных нейронов и у человека. И это открытие изменило ход работы в инклюзиях с носителями РАС и аутизма.

Принцип работы зеркальных нейронов:

Зеркальные нейроны создают своего рода «внутреннее зеркало» действий, эмоций и ощущений других людей. Когда мы наблюдаем, как кто-то что-то делает, зеркальные нейроны в нашем мозге активируются таким образом, словно мы сами выполняем это действие. Это позволяет нам «моделировать» поведение других без физического воспроизведения действия, что является фундаментом для имитации, обучения и социального понимания.

Так же зеркальные нейроны оказывают влияние на:

  • Когнитивные аспекты: зеркальные нейроны способствуют когнитивному развитию, позволяя нам учиться через наблюдение. Это основа для обучения навыкам и языку, а также для развития теории ума — способности понимать, что другие люди имеют свои мысли, желания и намерения.
  • Коммуникативные аспекты: коммуникация — это не только обмен информацией, но и способность понять эмоциональное состояние собеседника. Зеркальные нейроны помогают нам распознавать и интерпретировать жесты, мимику и интонации, что является важным элементом эмпатии и эффективного общения.
  • Соматические аспекты: зеркальные нейроны могут участвовать в синхронизации физиологических процессов между людьми, таких как синхронизация сердечного ритма или дыхания во время общения. Также они могут играть роль в механизмах сочувствия, когда наблюдение боли у других приводит к активации схожих соматических областей в нашем собственном мозге.

Поэтому очень важно, чтобы мать была вовлечена эмпатийно к своему ребенку, но зачастую приходится иметь дело с отрицанием матери проблемы или ее отстраненностью, эмоциональной ригидностью и психическим истощением. И тогда психологическую помощь важно оказать и маме ребенка с инклюзией.

Как реабилитировать детей с РАС и аутизмом, используя возможности зеркальных нейронов?
Unsplash: Sandy Millar
Признаки нарушенной работы зеркальных нейронов

Распознать некорректную работу зеркальных нейронов можно с помощью следующих признаков:

1. Проблемы с имитацией. Имитация — это ключевой способ обучения для детей, который включает подражание действиям, эмоциям и мимике других людей. Если система зеркальных нейронов нарушена у детей с РАС, то они могут испытывать трудности с имитацией поведения других людей.

2. Социальное взаимодействие. Зеркальные нейроны способствуют пониманию и предвосхищению действий других людей, что является важным аспектом социального взаимодействия. Нарушения в этой области могут привести к затруднениям в социальном общении и восприятии социальных сигналов.

3. Эмпатия и понимание эмоций. Дети с РАС могут испытывать трудности с распознаванием и пониманием эмоций других людей. Если зеркальные нейроны участвуют в процессе эмпатии, то их атипичная активность может способствовать возникновению таких трудностей.

4. Обучение через наблюдение. Зеркальные нейроны обеспечивают возможность обучения путем наблюдения за действиями других. Если эта система нарушена, это может затруднить процесс обучения без прямого участия.

В данной картине, можно опираться на то, что важно делать упор на провалившуюся функцию в арсенале ребенка. В реабилитацию и коррекцию, нужно добавлять упражнения направленные на: имитацию, коммуникацию, эмпатию и наблюдение.

Как реабилитировать детей с РАС, используя возможности зеркальных нейронов?

Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с использованием возможностей зеркальных нейронов может включать в себя различные методы, направленные на стимуляцию социального обучения и имитационного поведения.

Вот несколько рекомендаций, которые могут быть полезны в этом процессе: имитационные игры, ролевые игры, видеомоделирование, терапия зеркалом, сенсорная интеграция, сказка терапия, арт терапия, групповые занятия, поощрение эмпатии, терапия с участием животных.

Важно, чтобы психолог, нейропсихолог, психотерапевт и/или дефектолог, проводили коррекционную работу так, чтобы попутно научать родителя как взаимодействовать с ребенком дома самостоятельно.

И в дополнение

Для того чтобы разработать корректный протокол лечения ребенка с РАС или аутизмом, для начала важно пройти скрининг у нейроспециалистов. Далее приведу небольшой список мета-анализов, которые могут влиять на диагноз:

  • Наследственность
  • Генетические синдромы
  • Прием матерью антидепрессантов
  • Родовые травмы
  • Внутриутробные инфекции
  • Гипоксия плода и другие факторы, которые вам расскажет нейропсихолог или психотерапевт, на приеме.

Все эти факторы могут влиять на нейропластичность мозга и как следствие на не корректную работу зеркальных нейронов. Зная, какой именно причинно-следственный маршрут у конкретного ребенка, есть возможность смоделировать под него, коррекционную и реабилитационную программу.

Возможности организма, безграничны, поэтому важно искать к нему подход, и результат обязательно будет.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash

Поделиться: