Стыд и вина: две тени, которые управляют нами и нашими решениями

Экспертное мнение психотерапевта и клинического нейропсихолога Валентины Мухановой-Бирюковой.

от Мария Захарова
Опубликовано: 28 ноября 2025, 14:55
Стыд и вина
Shutterstock: triocean

Ни одна сессия в психоаналитическом или психодинамическом подходе не обходится без работы над стыдом и виной. Эти сложносочетательные формы управляют человеком, даже если он этого сам не осознает, но может говорить об этом. Очень хорошо этимологию стыда и вины раскрывает классический психоанализ, у основания которого стоит австрийский невролог, психоаналитик Зигмунд Фрейд, который считал, что стыд и вина это следствие работы «Сверх-Я» (совести или суперэго), той части психики, которая формируется из моральных норм, запретов, родительских посланий и культурных требований. Также разберем нейробиологию стыда и вины: почему эти эмоции так устойчивы?

Стыд как запрет на проявление себя

Стыд это всегда про Я. Не про поступок, а про существование. Это ощущение «со мной что-то не так», даже если невозможно точно сформулировать, в чем именно. Стыд парализует любые движения наружу. Он сдерживает спонтанность, инициативу, желание, любопытство те силы, которые в норме питают развитие и автономию. В психоаналитической традиции стыд связывают с эдипальной фазой, когда ребенок впервые сталкивается с нормами, ограничениями и формированием Супер-Эго. Фрейд рассматривал стыд как форму сдержанного либидо, энергии, которая могла бы идти в исследование и проявление, но оказалась блокированной запретом. Именно тогда рождается первое переживание: не просто «я сделал что-то не так», а «я не должен быть таким».

Во взрослом возрасте стыд превращается в привычку отступать, не высовываться, быть «удобным». Человек может годами жить под диктовку этой эмоции, принимая ее ограничения за свой характер.

Вина как следствие идентификации

Вина очень близкая, но структурно иная эмоция. Она относится не к «я неисправен», а к «я сделал что-то не так». Она более пластичная и допускает возможность исправления. Но хроническая вина это другой механизм. Это уже не чувство, а стратегия поддержания ложной лояльности и внутреннего равновесия.

Фрейд утверждал, что вина нередко рождается из идентификации с осуждаемой фигурой. «Я такой же, как те, кого я порицаю и поэтому я должен страдать». Через эту идентификацию человек удерживает связь с родительской фигурой, даже если она была травмирующей. Вина становится способом оставаться «рядом», пусть и ценой бесконечного самонаказания.

Тогда человек живет с постоянным чувством «я недостаточно сделал», даже если объективно делает больше, чем другие.

Стыд и вина: две тени, которые управляют нами и нашими решениями
Shutterstock: Nicoleta Ionescu

Почему важно разделять стыд и вину в терапии?

Стыд и вина часто маскируются друг под друга. Клиент/пациент говорит: «Мне стыдно за то, что я поступил так», хотя внутри звучит честное: «Мне стыдно за то, кто я». Или наоборот: он ощущает разрушительный стыд, но рационализирует его как «вину», чтобы сохранить иллюзию контроля.

Для терапевта разделение этих эмоций важно, потому что работа с ними принципиально различается:

  • Вина поддается реконструкции. С ней можно работать через анализ поступка и перераспределение ответственности.
  • Стыд требует восстановления самоощущения и идентичности, возвращения права на существование и желание. Это тонкая, бережная работа.

Клинический пример

Есть клиенты, которые годами живут в парадигме стыда, не осознавая этого. Например: женщина, которая считала себя «скромной», «неуверенной», «доброжелательной». Она объясняла свое постоянное желание угодить «особенностями характера». Но терапия вскрыла хронический стыд, сформированный строгой и непоследовательной матерью. Каждый раз, когда дочка проявляла инициативу, следовало обесценивание и она научилась «не хотеть», чтобы не быть «слишком».

Ее вина же была продолжением идентификации: «Мама всегда была недовольна собой, я тоже должна быть такой». Это была не вина за действие, а за самоотделение. Работа заключалась не в устранении эмоций, а в возвращении их на свои места: вина к поступкам, стыдк ранней травме, а женщина к самой себе.

Или самый распространенный пример связки «стыд-вина-жалость» это сильнейшая фрустрация неразрешенного эдипального конфликта, где девочка растет в постоянном чувстве вины перед матерью за то, что мама жертвует, страдает, но отдает дочери все, при этом не упускает возможности это подчеркнуть: «Мне тяжело, но для тебя ничего не жалко», «Деньги есть только тебе на платье, эх, а на меня как обычно нет». Ребенку неловко, стыдно перед мамой, и в то же время непонятно: к чему такие жертвы? А после эта девочка вырастает с проекцией вытесненных желаний как мама, не разрешая себе быть женщиной (взрослой, сексуальной, видной), выстраивать отношения по принципу «страдалицы, как мама», вестись на манипуляции тех, кого «жалко» в ущерб себе, не получать и не обустраивать себе комфорт и так далее. Ведь для этой «девочки» отделиться от мамы будет означать оставить ее одну в этом несправедливом островке ее жизни. И она изо всех сил будет сохранять с ней отношения в виде жертвенного мостика, делая жизнь мамы хоть чуточку ярче, утопая в самопожертвовании. Дабы не испытывать стыд за то, что «я живу лучше, чем ты» и «я не знаю, как компенсировать тебе твою жертву, поэтому буду жертвовать собой».

Нейробиология стыда и вины: почему эти эмоции так устойчивы

Современная аффективная нейробиология помогает понять, почему стыд и вина оставляют такой глубокий след.

Стыд активирует:

  • переднюю поясную кору —область, ответственную за социальную боль;
  • островковую кору —зону, связанную с ощущением «я внутри своего тела», что делает переживание стыда буквально физически ощутимым;
  • миндалину —центр угрозы, что объясняет ощущение «меня могут отвергнуть».

Стыд переживается как опасность потери принадлежности к группе, а значит, как угроза выживанию.

Вина в большей степени включает префронтальные зоны, отвечающие за оценку действий, контроль и анализ ситуации. Она более когнитивна. Поэтому с виной проще работать на уровне рационального диалога, чем со стыдом.

Телесные маркеры стыда и вины: тело всегда знает раньше головы.

Стыд ощущается как: опускание плеч, закрывание корпуса; тепло в лице, желание спрятаться; ощущение «внутреннего сжатия»; потеря голоса, трудность говорить.

Вина проявляется следующим образом: тяжестью в груди или животе; импульсом к действию («исправить», «компенсировать»); напряжением в руках; навязчивой потребностью объясниться.

Разграничение телесных маркеров помогает клиенту точнее понимать, что именно он чувствует, особенно при созависимости, когда действует из хронической вины «я обязан», «я должен», «если я не позабочусь я плохой/плохая». И при избегании: «Если я покажусь настоящим, меня отвергнут».

Важно сказать вслух: освобождение от хронического стыда и вины не превращает человека в эгоиста. Наоборот, позволяет действовать не из страха быть плохим, а из понимания своих границ, мотиваций и ценностей.

Бой с тенью

Стыд и вина управляют человеком только тогда, когда остаются неосознанными, остаются тенью, с которой человек бьется не на жизнь, а на смерть. Принятие своей тени, а именно бессознательные вытеснения импульсов, желаний, агрессии, сексуальности, конкуренции, стремления, допустить к сознанию и осознанию, ослабив тем самым садистические стремления, приведет человека к разграничению чужого от своего, имеющего право на инаковость и неидеальность, на признание ценностей и реальной благодарности, и в конце концов к смирению, свободе и гармонии.

Когда мы делаем их видимыми, человек начинает выбирать сам, а не приносит себя в жертву.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше