Какие существуют симптомы, виды СДВГ? Существует ли ложный СДВГ? Рекомендации для родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных нейроповеденческих расстройств у детей. СДВГ может очень значительно влиять на повседневную жизнь, самооценку, учебу и социальные взаимодействия детей, имеющих нейроотличие.
По данным ВОЗ, 7%, а это миллионы детей в мире, имеют статус СДВГ. Но на самом деле эта цифра может быть значительно больше, так как вопрос профилактики, ранней диагностики, медицинской и психологической помощи до сих пор является проблемой для разных стран, регионов и некоторых пластов населения. А ведь именно доступность, осведомленность, ранняя диагностика и профилактика могут помочь выявить и начать предпринимать меры уже на ранних стадиях развития ребенка. Понимание симптомов и видов СДВГ, а также знание, как поддержать ребенка, может помочь родителям, опекунам, медикам, учителям создать благоприятные условия и среду для развития и обучения нейроотличных детей.
Симптомы и виды детского СДВГ
Обычно диагностикой СДВГ начинают заниматься в дошкольный или преддошкольный период, так как именно при возрастном кризисе (5-7 лет) становятся заметными и четкими нейроотличные черты в поведении ребенка. Но, опираясь на кейсы работы с нейроотличными детьми и их родителями, могу сказать, что предвестники СДВГ проявляются значительно раньше. И каждый родитель, обратившийся за диагностикой/коррекцией, как один выдают практически одни и те же проблемы, описывая признаки, с которыми они столкнулись либо еще во время беременности/во время родов, либо после родоразрешения, и это:
- Долгое безводное пребывание ребенка при родах/зеленые воды;
- Гигантизм или маловесность ребенка;
- Окситоциновая стимуляция родов;
- Шкала Апгар ниже 7;
- Риски гестоза/гестоз;
- Гипоксия/мозговые кисты/обвитие пуповины;
- Сильный испуг матери во время беременности/эмоциональные фрустрации и т.д.
Пережив сложные роды, родителям не становилось легче, так как дети с вышеописанными проблемами часто имели гипертонус (некоторые дети начинали держать голову на пятый день после рождения), нарушения сна, проблемы с ЖКТ и кожными высыпаниями; дети часто плакали до истеричной синевы, при этом объективных причин для истошного крика родители не видели; также присутствует описание того, что ребенок рано пошел, в 8-9 месяцев (некоторые дети пропускали этап ползанья); а когда приходило время начать говорить, речь не появлялась, либо не развивалась должным образом. При этом дети делились на две категории: у одной гиперактивность и постоянные травмоопасные истории (падения, сотрясения, переломы), другая — менее активная каста детей, но постоянно попадающая в неприятности из-за невнимательности. При этом интеллект этих деток сохранен, или они даже опережают в развитии своих сверстников.
Симптомы СДВГ
Классически СДВГ определяют в трех основных областях: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку, но так или иначе они проявляются в:
- Дефиците внимания. Проявляется в трудностях с концентрацией на задачах или играх; ошибки из-за небрежности; избегание или нежелание заниматься задачами, требующими длительного умственного усилия; частая потеря вещей.
- Гиперактивности. Непоседливость, постоянное движение и бег; неусидчивость; неспособность длительно находиться на одном месте; чрезмерная разговорчивость; перебивает или вклинивается в разговоры взрослых.
- Импульсивности. Прерывание разговоров или игр других людей; нетерпеливость в ожидании своей очереди; частые вспышки эмоций; оппозиционное поведение.
Отсюда формируются виды СДВГ:
- Преимущественно невнимательный тип;
- Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип;
- Смешанный тип.
Ложный СДВГ
Традиционно СДВГ рассматривается как расстройство, которое имеет генетические и нейропсихические корни, и обычно они проявляются в детском возрасте. Но есть некоторые условия, которые могут способствовать появлению симптомов, схожих с СДВГ, но им не являются.
Обычно это:
- Другие виды ММД (минимальная мозговая дисфункция);
- Травмы головы (головного мозга);
- Стресс и психосоциальные факторы (прессинг, буллинг, моббинг ребенка);
- Другие неврологические и психические расстройства;
- Социальная и педагогическая запущенность (поздняя социализация).
Часто люди приписывают себе или своим детям несуществующие у них симптомы, особенно под влиянием социальных сетей. Не всегда отсутствие концентрации, мотивации или усидчивости — это СДВГ. Это может быть банальная лень, прокрастинация, отсутствие силы воли и целей в жизни. И чтобы не заниматься самолечением или, напротив, упускать драгоценное время, важно своевременно обращаться к специалистам.
Рекомендации для родителей
Одна из первичных рекомендаций — как можно раньше обратиться за диагностикой к нейропсихологу, детскому психологу, невропатологу и/или психиатру. Чем раньше ты обнаружишь причинно-следственную связь, тем благоприятнее будут развиваться события.
Также специалисты дадут рекомендации, как быть родителям, и составят индивидуальный план коррекции для ребенка. Это поможет ему научиться понимать себя и развить навыки саморегуляции, сохранит или реабилитирует самооценку, наладит процесс обучения и адаптации.
Жизненно важно научиться понимать своего ребенка, знать его сильные и слабые стороны, помочь даже там, где кажется, что нет выхода.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock