В честь 10-летия Saks Fifth Avenue в Казахстане на вопросы ELLE отвечают генеральный директор VILED Group Айгуль Амиржанова, коммерческий директор Данара Усманова и управляющий магазином SFA Индира Оспанова.

Saks Fifth Avenue юбилей

ELLE: В этом году Saks Fifth Avenue в Казахстане исполняется 10 лет. Поздравляем вас с такой знаковой датой! На ваш взгляд, как SAKS изменил облик фэшн-ретейла в РК?
А.А.: Казахстанский рынок фэшн-ретейла, конечно, существовал и развивался до появления Saks Fifth Avenue Almaty. Однако открытие первого в регионе department store с мировым именем и монобутиков легендарных Домов моды, безусловно, стало знаковым событием для региона. Нашими конкурентами являются не другие игроки местного рынка, а зарубежный ретейл с его привлекательным ассортиментом и ценами. То, что в регион впервые пришли бренды подобного масштаба, не только дало толчок развития рынку, но и повысило планку во всех аспектах. В каком-то смысле SAKS стал ядром нового центра притяжения, объединившего под одной крышей бренды, явления и события, присутствие которых моментально помещает город на модную и культурную карты не только региона, но и всего мира.

ELLE: Почему именно SAKS? Каким образом выстраивалась работа с головным офисом компании в Нью-Йорке? И как выбор партнера повлиял на дальнейшее развитие бизнеса?
А.А.:
Все началось с цели масштабировать и диверсифицировать бизнес, основным направлением которого на тот момент были ювелирные и часовые изделия. Мы искали возможности, которые позволят одновременно охватить несколько сегментов – фэшн-ретейл, косметику и парфюмерию, украшения, товары для дома и не только. Идеальным воплощением этой амбициозной идеи стал формат department store.
Выбор стоял между Saks Fifth Avenue и несколькими другими международными франшизами, названия которых всем, безусловно, знакомы. Однако коллеги из Нью-Йорка покорили нас оперативностью отклика и наглядной демонстрацией того, что для них плодотворное сотрудничество не менее важно, чем для нас. После этого в течение четырех лет происходило согласование всех процессов, планирование, всевозможные экспертизы, наша компания проходила due diligence, а будущие сотрудники Saks Fifth Avenue Almaty – многоэтапное обучение и подготовку. Мы заключали контракты и выстраивали работу, согласно строжайшим гайдлайнам. Именно головная компания Saks Company помогла нам в переговорах и подписании контрактов с такими Домами моды, как Gucci, Dolce&Gabbana, Valentino, Brunello Cucinelli и многими другими, которые представлены в мультибрендовом магазине. Также важно понимать, что новость об открытии SFA в Esentai Mall в определенном роде определила вектор развития казахстанского ретейла в целом – именно основываясь на присутствии SAKS, решение об открытии бутиков в той же локации приняли многие бренды, значение которых невозможно переоценить. Пусть это прозвучит громко, но присутствие на рынке таких имен – показатель того, что город и страна в целом перешли на качественно новый уровень экономического развития.

ELLE: Вас можно поздравить с продлением контракта с Saks Fifth Avenue на последующие десять лет. Из вашего опыта, как выстраивать успешные отношения с ключевым партнером и почему VILED один из признанных лидеров рынка?
А.А.: В рамках сотрудничества с SAKS наша компания регулярно и успешно проходит процедуру комплексной экспертной оценки компании. Одной из наших основных задач в этом партнерстве, помимо соответствия уже не раз упомянутым стандартам, является встроенность в мировую индустрию, полное понимание ее контекста, а также способность успешно конкурировать с таким явлением, как зарубежный шопинг в модных столицах мира.
Когда мы говорим, что VILED – лидер рынка, это не просто красивые слова. Так, по объему налоговых выплат мы из года в год оказываемся намного ближе к сырьевым гигантам, нежели к другим компаниям из fashion retail сегмента. В настоящий момент компания обеспечивает рабочими местами более 700 человек. Все это позволяет говорить об определенном уровне, не имеющем аналогов внутри страны и всего региона.

ELLE: Вы являетесь частью команды Saks Fifth Avenue Almaty с момента открытия, то есть уже 10 лет! Наверное, он стал для вас вторым домом за это время?
И.О.: Я присоединилась к команде Saks Fifth Avenue в качестве байера, затем какое-то время занимала позицию директора отдела. По прошествии года я получила от руководства предложение занять должность Генерального управляющего. SAKS действительно стал моим вторым домом – я в буквальном смысле провожу здесь большую часть времени, спешу на любимую работу по утрам и нередко задерживаюсь допоздна. Мне невероятно повезло, ведь семья с пониманием относится к моему пассионарному подходу к работе, что позволяет мне выстраивать правильный work life balance даже при таком нестандартном графике.

Saks Fifth Avenue действительно стал моим вторым домом – я спешу на любимую работу по утрам и нередко задерживаюсь допоздна.

ELLE: Давайте коснемся темы персонала магазина. Сложно ли управлять такой большой командой? Как вы подходите к вопросу подбора? Есть ли особенные черты, которые должны быть присущи консультантам Saks Fifth Avenue?
И.О.: Стремление к непрерывному развитию, способность к обучению и к быстрому усвоению информации, искреннее желание работать с людьми и помогать им, тактичность и чуткость – качества, которые мы ищем в потенциальных сотрудниках. Консультанты SAKS нередко сопровождают клиентов в важные моменты жизни, поэтому в таких вопросах, как, например, выбор подарка для близкого человека или образа для судьбоносного мероприятия, не может быть места некомпетентности. При этом у каждого сотрудника есть широчайший простор возможностей и карьерного роста – это подтверждают и постоянное проведение обучения и различных мероприятий по повышению квалификации, и не имеющая аналогов внутренняя система поощрений и лояльности.

ELLE: Вы уже пятый год отвечаете за коллекции, представленные в Saks Fifth Avenue. На чем базируется ваш подход при заказе коллекций и выборе брендов, представленных в магазине? Что важно учитывать, чтобы коллекция получилась полноценной и коммерчески успешной?
Д.У.: Три ключевых фактора, на которые мы ориентируемся в работе, – это аналитика, статистика и эффективное прогнозирование. Наша команда применяет целый ряд высокотехнологичных инструментов – от искусственного интеллекта до глубокого анализа данных, – для того чтобы демонстрировать лучшие результаты и рост показателей из года в год. Мы тщательно анализируем закупки и продажи прошлых сезонов, учитываем данные прогнозов по тенденциям, сформированных ведущими консалтинговыми агентствами, и конечно, находимся в контексте того, что происходит внутри индустрии. Немаловажным фактором является и поддержание непрерывных связей с нашими партнерами, а также умение прислушиваться к клиентам, учитывая их пожелания и рекомендации.
Такой разносторонний подход позволяет планировать и поддерживать стабильный рост основных показателей, даже в условиях так называемого идеального шторма, коим был пандемический период, когда все, включая закупки, происходило исключительно онлайн в условиях нарушенных цепей поставок.

Ультрамодные вещи – это всегда имиджевая история. доля «подиумных» образов в коллекциях, поступающих в продажу – 20-30%.

ELLE: Из сезона в сезон тренды могут очень сильно меняться. Всегда ли они находят отклик в сердцах покупателей? Готовы ли вы заказывать ультрамодные вещи?
Д.У.: Ультрамодные вещи – это всегда имиджевая история. Немногие знают, что сами бренды, включая абсолютных лидеров мирового рынка, придерживаются соотношения 70/30 или 80/20, когда речь идет о долях коммерческих и «подиумных» образов в коллекциях, поступающих в продажу. Более того, многие вещи и изделия с показов даже не доходят до этапа «коммерциализации», то есть производства для реализации в розничном ретейле.
Также многое зависит от самих брендов: далеко не все марки в люкс-сегменте делают ставку на смелые дизайнерские решения, что не мешает им быть крайне коммерчески и концептуально успешными в своей нише. А есть бренды, идентичность которых строится на тех самых ультрамодных вещах, даже в сегменте ready-to-wear. И то и другое имеет место. При этом важно понимать, что, формируя заказ для монобрендовых бутиков и премиального мультибренда, коим является Saks Fifth Avenue Almaty, мы не в последнюю очередь учитываем интересы и потребности наших клиентов. И в этом спектре, конечно же, находится место и для смелых дизайнерских решений, с которыми наша команда байеров любит и умеет работать. Однако их процент не так высок по очевидным причинам.


Фото: Олжас Жакенов

Поделиться: