К чему привела эта свобода на сегодняшний день? В чем же причина добровольного отказа от самопроизводства? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Социальная и сексуальна революция, случившаяся еще на рубеже XX века, выпустила «джина» чайлдфри на свободу. Отныне сексуальность и репродукция больше не слиты воедино, а обрели свой раздельный статус.
Счастье по умолчанию
Добровольно бездетные люди были всегда и до эпохи сексуальной революции. Дело в том, что канонические и религиозные законы были выше потребности человека признать правду о том, что он не хочет или еще не готов становиться родителем. «Было заведено и точка».
С изобретением средств барьерной контрацепции рождаемость стала резко управляема. Появилась прямая корреляция между осознанным желанием иметь детей и контролем продолжать свой род.
Важно понимать, что существует разница между осознанным нежеланием становиться родителем и позицией чайлдфри. Если в первом случае человек может сознательно устанавливать собственные правила в своей жизни, то во втором общество имеет дело с социально-политическим течением.
Добровольная бездетность
Речь пойдет о желании контролировать сроки появления ребенка или сознательно отказаться от статуса родителя. Такое явление стало носить термин “voluntary childlessness” – “добровольная бездетность”.
Стоит также отметить, что индивид не преследует тотального отказа от рождения ребенка. Он может в любой момент передумать.
Причины откладывания родительства:
- Инфантильность. Страх взять на себя ответственность за другого человека. Незрелый психоэмоциональный фон может привести к сознательному избеганию встречи с родительством. И даже если ребенок появляется, такой родитель живет в постоянной тревожности и самобичевании.
Сюда же относится страх потерять былые формы, сексуальность, финансы, партнера и так далее.
- Психологическое бесплодие. Всегда о травматизации психологического, физического и сексуального плана. Это установки, триггеры, комплексы, которые и формируют поведенческое мышление. Все это часто повторяется или сопровождается фразой «Сначала я должен/должна отработать условный сценарий, а потом…». Или все то, что выдаст отсутствие сепарации со своим родителем, так как психологическое бесплодие является ярко выраженным последствием психологического слияния.
- «Хорошие мальчики и девочки». Часто именно они не хотят повторения их сложностей в жизни в виде своих детей. Повышенный страх превращается в драму, которая заставляет гиперболизировать свое значение в воспитании ребенка и идеализирует самих детей. Характеризуется это поведенческими стратегиями, такими как «Поживу для себя, нужно реализоваться, состояться, разбогатеть и т.д.», «Я не хочу такого детства для своих детей».
Как только индивид решает свои проблемы, он будет способен принять собственное решение о готовности стать родителем. Если этого по каким-либо причинам не случается, также не является преступлением или долгом перед обществом.
Ведь причина зарождения направления чайлдфри как раз таки в том, что люди, которые родили детей не по собственному желанию, испытывают неприязнь к тем, кто этот процесс контролирует сам, а не повторили их судьбу.
Со временем риторика чайлдфри обрела размытые черты, обремененные коннотациями. Каждый трактует так, как ему угодно. Преследователи феминизма стали использовать это в свою пользу, формулируя собственное «чувство превосходства» над теми, кому «избежать родительства не удалось».
Несмотря на размытость понятия чайлдфри, отличительные качества от добровольной бездетности имеются.
Риторика чайлдфри
Последователи чайлдфри поделились на два фланга: одни преследуют свою неприкосновенность и право на уважение решения об отказе самопроизводства или даже стерилизации, другие же настроены агрессивно, создавая целые коммуны из психотравмированных людей, формируя различные течения.
«Так или иначе, но каждый пытается донести свою истину, которая исходит от невротической проекции. Сами представители чайлдфри убеждены, что миру от них нужны только дети, и верят они в то, что это их обязанность, против которой они и выступают».
Все это, конечно же, родом из травматичного прошлого и настоящего. Проблема в том, что это выходит из-под контроля адекватного восприятия, так как есть идейность в том, что чайлдфри никто не поймет. И они действуют на опережение. Могут собираться в группы, где сами себя терапевтируют, поддерживают и не обращаются к профессионалам за помощью, избегая психотерапию в принципе, так как уверены, что их «заставят влиться в нормы общества».
Социальное явление чайлдфри имеет свою историческую шкалу формирования. Это результат протеста устоям общества и предназначения, которое приводит к различным необратимым последствиям.
С ростом осознанного восприятия себя и своих ценностей, толерантности, психологической зрелости и переоценки собственных ролей, позиция чайлдфри станет неактуальной.
У каждого своя причина счастья
Рождение детей – это целиком и полностью ответственность каждого человека на Земле.
Каждый сам выбирает свой путь и нагрузку в нем. Конфликты всегда возникают там, где цветет необразованность, и там, где человеку не оставляют выбора, как ему жить. Это может толкнуть его на необратимые поступки.
Осознание ответственности, что каждый вправе сам распоряжаться своим телом и судьбой, должно привести к уважению всех: как тех, кто принял решение стать родителем, кто еще в раздумьях и тех, кто выберет путь бездетности.
У каждого свои причины счастья.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash/Michael Kroul