«Без вины виновата»: что такое синдром «хорошей девочки»?
Dominika Picko
This is me, 2018

Как перестать отрабатывать чужие сценарии? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.

В мире, где долгое время мужчины считали жен и дочерей своей собственностью, случилась страшная установка: женщина стала бояться. Бояться внезапной агрессии, насилия или немилости со стороны мужчины. Общество и сейчас спускает с рук мужскую агрессию к женщине, вследствие чего появился синдром «хорошей девочки».

Такая женщина живет вопреки инстинктам самосохранения. Страх — это то, что заставляет быть угодной. Становясь взрослой, женщина будет постоянно находиться перед выбором. А однажды он станет жизненным сценарием. И часто этот путь не в ее пользу.

Когда «хорошесть» оправдана

Детство — эта та пора, где за твою жизнь и выбор в большем случае несет ответственность родитель. Природой заложена родительская позиция «альфы», где ребенок находится в фазе подражания и социализации — естественной формы созависимости. Здесь и рождаются первые зачатки перекосов в детско-родительских отношениях. Поэтому жизненно необходимо не занижать ценность ребенка и не нарушать его целостность, как и не злоупотреблять своим положением.

Потому что для ребенка родитель — идеал. И хорошо учиться у своего наставника — эволюционно запрограммированная фаза. Роль прилежного ученика сулит выживаемость. Так или иначе, но ребенок получает выгоду от своей «хорошести».

Но если в детстве подражание и созависимая роль оправданы, то с взрослением это грозит искажением прав на собственную жизнь.

синдром «хорошей девочки»
Dominika Picko
Butterflies and me, 2018

Как формируется синдром «хорошей девочки»?

«Дурной пример заразителен». Где еще, как ни в семье, ребенку получить базовый образ поведенческих стратегий? Ложное правило «быть хорошей для всех» обычно транслирует бесхарактерная и созависимая мать, где деспотичный отец (отчим, опекун и т.д.) воспитывают ребенка в условиях мизогинии.

Страх обидеть, разочаровать, быть неправильно понятой, неблагодарной или неугодной, лишиться благ, которые возвели родители, могут заставить подрастающую девочку отыграть роль. Она либо попадает под гнет родительской гиперопеки и манипуляций, либо сама не торопится с сепарацией. Разберем оба варианта.

Родительский фактор:

  • Гиперопека – невротичный комплекс стыда и вины у самого родителя. Родитель убежден, что недостаточно хорош, и пытается растянуть контроль, чтобы успеть компенсировать свои же проекции и ожидания. И дальше оставаться хорошим и нужным для своего дитя, попутно внушая ребенку его несостоятельность без родителя.
  • Гиперконтроль – попытка уберечь ребенка от агрессивных факторов общества и жизни. Может доходить до абсурда, когда под запретом оказываются дружба, учеба, работа, стиль и так далее.
  • Девиантная семья – одна из самых распространенных форм зарождения практически всех травм психики. Девочка, находясь в семье, где принижались, обесценивались ее чувства, целостность и неприкосновенность, где пришлось испытать страх, стыд, вину, агрессию за себя или кого-то из членов семьи, будет трансформироваться в стыд за себя и свое окружение. Такая женщина в будущем не захочет проявлять себя, гордиться своим началом. Она бессознательно согласна со своей участью.
  • Треугольник Карпмана – процесс, когда отработанные роли тирана, жертвы, спасателя воспринимаются ребенком как основа нормы поведенческой стратегии. И все это она переносит в свою взрослую жизнь.
  • Психологическое, физическое, сексуальное насилие со стороны родителя является причиной «психологического клейма», где девочка сама относится к себе как к вещи, которой можно распорядиться по желанию любого, кто окажется сильнее и авторитетнее.

Семья задает тон настоящей и будущей «хорошести» индивида. Но позиция «хорошей девочки» это и обратная сторона выгоды, которую преследует сам человек.

Причины, которые сопутствуют формированию одобряемой и хорошей девочки для всех, также разбросаны по палитрам личностных факторов.

синдром «хорошей девочки»
Dominika Picko
Woman, 2018

Личностные причины:

  • Инфантилизм. Манипулятивная сторона вопроса проявляется в убежденности, что брать ответственность за свою жизнь страшно и сложно. Часто это обыгрывание сценария «мне все должны, ведь я же хорошая».
  • Незрелая психологическая сексуальность. Страх конкурировать проявляется в низкой самооценке, где индивиду сложно сказать «нет». Это про «Эдипов комплекс». Психологически девушка/женщина созависима от мнения отца, где в проекции другие взрослые являются априори авторитетней, чем она.
    Примечание: именно из-за страха чужого авторитета и неразрешенного «Эдипова комплекса» женский пол попадает под влияние других лиц, где происходит разного рода беззаконие, начиная от невозможности распоряжаться своей жизнью до психологического, сексуального и физического насилия.
  • Стремление быть идеальной, безупречной. Это последствия отголоска из детства, где ребенок столкнулся с ранним взрослением по причине отсутствия (чаще) отца или матери. Попытка доказать свою ценность одному из них, а после и миру (социуму).
  • Обесценивание или презрение родителей. Месть, которая порождает когнитивный диссонанс между «люблю и ненавижу». Индивид не до конца понимает, на что он имеет право, а на что нет. В результате старается сохранять нейтралитет, где в большей мере притворяется хорошим и дружелюбным человеком. Такая женщина не имеет своего мнения, лицемерна и ненадежна.
  • Отказ от сепарации. В попытке задержаться в детстве и перевоспитать родителя, хорошая девочка стремится к закрытию своих гештальтов. Отсюда может не нести ответственность за себя как отдельную единицу и не идти в свою личную жизнь.

«Хорошая девочка» это не просто роль, а стратегия, в которой выживает человек. При этом может ощущать всю несправедливость своего положения, но продолжать играть эти игры.

Понимая, что проблема амбивалентна и полностью отражает не случившуюся сепарацию с довеском травматизации, дает знание, что антидот существует. И заключается он в том, чтобы найти, обезвредить, проработать и осознать токсичную связку, которая и продуцирует неадекватное восприятие себя и целостность мира в целом.

На помощь в этой когнитивно-поведенческой истории, конечно же, приходит психотерапия. Расщепление амбивалентности с родителем и проработка комплексов, травм и убеждений, стереотипов это большой вклад в становление себя как отдельной, здоровой и целостной личности. Как здесь и сейчас, так и в будущем.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Иллюстрации: Artsy/Картины современных художников

Поделиться: