Как формируется психологическая травма? Почему человек может пронести ее сквозь жизнь, застревая в бессознательном детском контракте? И как завершить гештальт и перестать быть заложником травмы? Разбираемся вместе с психологом, психотерапевтом и нейропсихологом Валентиной Мухановой-Бирюковой.
Жизнь – это череда событий, которые обязательно оставляют след, заставляющий иначе посмотреть на ее ход. Всем давно известна и хорошо знакома фраза «незакрытый гештальт», но мало кто понимает, что она означает и зачем вообще его нужно закрывать.
Непосильное событие. Травма
Все мы родом из детства. Когда мир был огромным и таинственным, за тебя и твою жизнь несли ответственность родители, формируя базовое чувство безопасности. Казалось бы, если родители берут весь жизненный удар на себя, так откуда же у его чада могут быть психотравмы?
Это экзистенциональная битва поколений, большой двусторонний процесс, где правда у каждого своя. Во главе нее стоят собственное эго, амбиции, защитные механизмы, уровни IQ и EQ, ментальность, претензии, ожидания, собственный взгляд на жизнь и отношения к травмам.
Эволюционно в природе человека заложен механизм инстинктивно-рефлекторного реагирования, чтобы молниеносно принимать верное решение при угрожающей опасности. В случае невозможности убежать, напасть, защититься возникает испуг/ступор, который останется жить в мозгу и теле как напоминание о случившемся. Так рождается психотравма.
Бессознательный детский контракт
У каждого человека, как и у его родословной, своя история преодоления жизненных поражений и побед. Эволюцией также заложен механизм – подражание. Это природно-рефлекторный «копипаст», в который заложены все поведенческие черты человека, семьи и рода в целом. Без подражания обучаемость была бы постоянным изобретением колеса, причем не всегда успешным.
Детское сознание и поведение эгоцентрировано. Это нужно и важно для максимальной выжимки жизненных возможностей и знаний от родителя, чтобы выжить и адаптироваться самому. И в силу возможностей мозга и его восприятия дитя делает односторонние выводы обо всем, что его окружает, зачастую даже не подозревая об истинном положении дел. Часто ребенок не способен дифференцировать, прав сейчас родитель или нет, чаще это интуитивное состояние и субъективные выводы.
При этом, что бы ни происходило, ребенок стремится оправдать своего родителя, чтобы не потерять свою созависимость. Но мозгом и телом запоминает обиду, боль, претензии, страх, заводя детский бессознательный контракт (становится заложником психотравмы и стоит на страже). Так как инстинкты работают даже против родителя, механизмы защиты срабатывают, но ребенок вынужден адаптироваться к происходящему, находясь в зависимой позиции. И психологически «застывает», застревает на произошедшем, приобретая невыраженную агрессию, стыд, вину, скованность, нервозность и прочее, так как не в силах дать отпор на равных.
Время идет, а реакции и модель поведения, усвоенные в далеком прошлом, могут работать как часы, но уже на других людей, наслаивая новые травмы.
Незакрытый гештальт
В природе не существует нетравмированного человека. По одной простой причине: психотравмы бывают разного характера, и каждый человек относится и проживает их по-своему, исходя из своих умственных способностей и адаптивных функций. Соответственно, каждый несет свой непонятый или неусвоенный урок, который будет повторяться в разных ситуациях для более вероятного разрешения конфликта.
Но зачастую детская обида дает эфемерную вседозволенность, алиби, прочную броню по обвинению родителей в том, что в его жизни что-то не состоялось из-за них. Поэтому он/она не знает, кто он, чего хочет и как быть дальше. И правда здесь только на одной стороне медали. И у каждого она своя.
Ко всему прочему, травма делает человека уязвимым и неспособным мыслить здраво, критически и масштабно. Уязвимого, раненого человека намного проще привести к результату, который выгоден другому. Именно по этой причине человек привлекает в свою жизнь того, кто будет им потакать, спасать, манипулировать, унижать, игнорировать и так далее.
Чтобы завершить гештальт и выйти из бессознательного детского контракта, человеку предстоит:
- Расшифровать язык любви родителя. Созависимость. Это важный аспект в личной терапии, так как важно разобраться с мотивами и претензиями не только твоими, но и родителя. Сложить пазл. Процесс эмпирического регресса позволяет понять и проработать любую деталь в сознательном/бессознательном, дозревая до принятия, прощения и расслабления.
- Сепарация. Независимость. Осознание себя отдельным, весомым, значимым. Это второй этап по взращиванию личности. В нем о важности слияния и сепарации, о периодах и иерархии, личной самоиндификации и самопозиционировании, кризисах и сексуализации, о границах и конкурентности. На этом этапе (в норме) детский эгоцентризм (инфантилизм) должен перерасти в адекватное, взрослое восприятие мира и других людей.
- Самоидентичность. Равные возможности. Осознание, что другие люди – не твои родители, и они не будут входить в твое положение (придется договариваться), здорово разовьет не только ответственность за себя и свою жизнь, но и позволит создать свою собственную семью, усовершенствовать способы дохода и занимаемую нишу. Так как на этом этапе расцветает равная конкуренция с другими взрослыми. Отсюда вырабатывается аутентичность, личный поведенческий код самоидентичности.
Свобода – это не привилегия, а выбор
Расторгнуть договор со своими же детскими убеждениями бывает достаточно сложной задачей. Кто-то до конца жизни остается верным своим инфантильным выводам или же боли, которую невозможно простить.
Жить в фантазии, где от тебя ничего не зависит (и мир плохой, а не ты), намного легче, чем кажется. Но ключевое здесь – кажется. На самом деле каждый из вас, кто придумал себе железобетонное алиби, столкнется со всем в жизни, от чего убегает или отрицает. По одной простой причине: ты можешь обмануть кого угодно, но не себя.
Истинное удовольствие от жизни человек начинает получать тогда, когда берет ответственность за свою жизнь, обретая свободу. От чужого. От надуманного. От травмированного.
И если есть шанс изменить всю жизнь к лучшему, то стоит ли медлить и искать оправдания?
Твой выбор?
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash/Alexander Krivitskiy