Как развивать речь у молчунов?
ЗРР — задержка речевого развития у детей — сегодня одна из самых востребованных тем и запросов среди родителей, которые беспокоятся о том, что с ребенком что-то не так: он либо молчит, не разговаривает, либо имеет очень скудный словарный запас даже к 4-6 годам.
Проблема действительно быстро набирает обороты, ведь детей с речевыми расстройствами и задержками не становится меньше, а напротив, эта цифра растет.
Что такое ЗРР? Каковы причины задержки развития? Когда пора бить тревогу? Как развивать речь у молчунов? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Что такое ЗРР?
Задержка речевого развития (ЗРР) — это состояние, при котором ребенок не достигает типичных речевых норм для своего возраста. Это может проявляться как в виде задержки в появлении первых слов и фраз, так и в сложности формирования правильной и понятной речи. Важно отметить, что ЗРР — это не одно и то же, что и полное отсутствие речевого развития (алалия), или нарушение произносительной стороны речи (дислалия). ЗРР охватывает широкий спектр проблем, связанных с задержкой в освоении речевых навыков.
Проблема ЗРР носит глобальный характер. По оценкам ВОЗ, примерно 5-10% детей в возрасте до 5 лет имеют различные формы задержки речевого развития. Эти данные актуальны для периода с 2010 по 2023 год. А конкретно в Казахстане, согласно отчетам Министерства здравоохранения, за период с 2015 по 2023 год примерно 7-8% детей дошкольного возраста имеют задержку речевого развития.
Исследования показывают, что мальчики чаще сталкиваются с ЗРР, чем девочки. Шансы на развитие ЗРР у мальчиков в 2-3 раза выше.
Причины задержки речевого развития
Речевые нормы планомерно сдвигаются, и на это есть ряд причин. Приведу некоторые из них.
Нейропсихологические причины ЗРР:
- Нарушения в работе мозговых структур. Одной из ключевых причин ЗРР могут быть нарушения в работе определенных участков мозга, ответственных за речевые функции. Например: лобные доли, или же центры Брока и Вернике, которые, возможно, были подвержены удару/падению ребенка, пережиму головы и шеи во время родов, или обусловлены врожденной патологией/недоразвитостью;
- Неврологические расстройства: детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, СДВГ, РАС/аутизм, гидроцефалия, мозговые кисты и т.д.
- Генетические и наследственные факторы: синдром Дауна, синдром Каннера (аутизм). Каждый из этих синдромов, к сожалению, уже генетически запрограммирован на моторные и речевые нарушения, поэтому часто случаются трудности в коммуникации.
- Нарушения сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция — это процесс обработки и интерпретации сенсорной информации мозгом. На речевое развитие влияют слуховые и зрительные нарушения.
- Родовые травмы: затяжные или стремительные роды, кесарево сечение, наличие зеленых вод или напротив долгое нахождение плода в безводном пространстве, гестоз матери, хирургическое вмешательство, падение ребенка, обвитие пуповиной, нейроинфекции, шкала Апгар ниже 6 и т.д.
- Нарушения в когнитивной сфере. Когнитивные функции, такие как память, внимание и мышление, тесно связаны с речевым развитием. Нарушения в этих областях могут приводить к ЗРР.
- Психоэмоциональные факторы: бэби-блюз матери в виде отчуждения матери от ребенка; разлука с матерью; уход из жизни одного или обоих родителей; развод родителей; тяжелые психоэмоциональные условия в семье (ссоры, скандалы, насилие, девиантное поведение), отсутствие социализации у ребенка (недостаток общения).
Экологические и индустриальные факторы:
- Многоязычная среда: дети, растущие в двуязычных или многоязычных семьях, могут испытывать временные задержки в речи, связанные с освоением нескольких языков одновременно.
- Социальная среда: низкий уровень стимулирующей среды, недостаток обучающих, развивающих и подвижных игр могут также быть причинами ЗРР.
- Гаджетозависимость: в век цифровых технологий взрослые стали меньше разговаривать и больше проводить время за телефоном, компьютером и т.д. То же самое происходит и с детьми — по образу и подобию.
Список уже достаточно внушительный, но даже эти приведенные причины не конечны. Обязательно нужно проходить нейроскрининг, как профилактически, так и по показаниям, и особенно важно, если анамнез отягощен.
Когда пора бить тревогу?
Родителям важно понимать, что темпы речевого развития могут варьироваться, однако существуют определенные нормы, при отсутствии которых стоит обратиться к специалистам:
- К 12 месяцам: отсутствие лепета и первых слов.
- К 18 месяцам: отсутствие имитации звуков и слов.
- К 24 месяцам: отсутствие простых фраз из двух слов.
- К 3 годам: отсутствие связной речи и понимания простых инструкций.
Если ребенок не достигает этих речевых умений, то это повод обратиться к педиатру, нейропсихологу, логопеду и неврологу для проведения комплексной диагностики.
Как развивать речь у молчунов?
Родители могут играть ключевую роль в стимулировании речевого развития своего ребенка. Поэтому, пожалуйста, не игнорируй ЗРР и его признаки у своего ребенка, ведь чем раньше будет выявлена причина задержки, тем позитивней вырисовывается прогноз.
Превентивные рекомендованные меры:
- Регулярное общение: говори с ребенком на понятном для него языке, используй простые и четкие фразы. Регулярное общение поможет ребенку усваивать новые слова и конструкции.
- Чтение книг: чтение вслух развивает словарный запас и способствует формированию правильных речевых моделей.
- Игры и занятия: игры, направленные на развитие моторики, такие как лепка, рисование и игры с мелкими предметами, стимулируют речевые зоны мозга.
- Использование музыкальных и ритмических игр: песни, стишки и ритмичные игры помогают развивать фонематический слух и артикуляцию.
- Позитивное подкрепление: хвали ребенка за попытки говорить, создавай поддерживающую и стимулирующую атмосферу.
- Обязательное прохождение нейроскрининга: залог нормотипичного развития и возможность к реабилитации деток с ЗРР и ее признаками.
Задержка речевого развития — это серьезная проблема, требующая внимания и вовлеченности родителей и специалистов. Ранняя диагностика и своевременное вмешательство могут значительно улучшить прогноз и способствовать полноценному развитию ребенка. Помни, что каждый ребенок уникален, и, проявляя терпение и заботу, ты можешь помочь своему малышу преодолеть трудности и раскрыть весь его потенциал.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash