Наследие художниц.
Женщины-художницы XX века работали на фоне знаменательных перемен, когда люди по всему миру боролись за свержение европейского колониального правления, обретение гражданских прав и достижение гендерного равенства. Многие креаторки сыграли важную роль в антиколониальных и постколониальных движениях, которые помогли сформировать новые национальные культурные идентичности. Женщины-художницы коренных народов, многие из которых и сегодня остаются под колониальным правлением, возрождали, переосмысливали и иногда отвергали эстетические формы, которые были значимы для их сообществ.
Расширение капиталистических рынков искусства открыло женщинам-художницам возможности зарабатывать на жизнь своими творениями, но также открыло двери новым видам присвоения и эксплуатации. Требования капитализма привели к тому, что многие художники превратили в товар свои собственные художественные традиции, что привело к утрате или трансформации некоторых культурных элементов. Однако по пути они добавляли новшества, внося эстетические изменения в унаследованные формы.
Рассмотрим творчество нескольких женщин-художниц XX века, работавших в поселенческо-колониальных или постколониальных контекстах, а также авторок, вошедших в художественные объединения «Фаланга», «Синий всадник» и другие и работавших наравне с мужчинами.
Габриеле Мюнтер
В 1902 году молодая художница Габриеле Мюнтер поступила в мюнхенскую школу «Фаланга». Она не представляла, что ее учитель Василий Кандинский не только изменит ее жизнь, но и станет одной из ключевых фигур в истории современного искусства. Их 12-летний роман стал периодом евероятного творческого подъема для обоих художников: Мюнтер нашла свой уникальный художественный стиль.
Елизавета Эпштейн
Участница «Синего всадника» и «Нового мюнхенского художественного общества» свой художественный путь она начала с уроков живописи у Леонида Пастернака, продолжив обучение в студии Антона Ажбе, затем у Алексея Явленского и Василия Кандинского. Она выставлялась на знаменитом Осеннем салоне, писала натюрморты, пейзажи и портреты, в которых прослеживается связь и с экспрессионизмом Франца Марка, и с орфизмом Роберта Делоне в дроблении поверхностей на цветовые плоскости и грани.
Марианна Веревкина
Марианна Веревкина сыграла важную роль в развитии экспрессионизма. Родившись в знатной семье, она начала свою карьеру как реалист, но позже переехала в Германию, где стала одной из основателей движения «Синий всадник» вместе с Василием Кандинским и Францем Марком. Ее творчество сочетало яркую цветовую палитру и глубокую эмоциональность, что отразило дух перемен в искусстве начала XX века. Она активно поддерживала молодых художников, в том числе своего партнера Алексея Явленского, а также внесла вклад в формирование новых авангардных идей. Главным достижением Веревкиной стало влияние на экспрессионизм как художественное направление и ее способность передавать сложные чувства и темы через символизм и инновационные техники.
Мария Марк
Переехав в Мюнхен в 1903 году, Мария продолжила обучение в женской академии при Обществе искусств — в академию художеств женщин тогда не принимали. Она начинала с натюрмортов с цветами, занималась живописью и литографией, писала пейзажи в нежных оттенках зеленого. Позже центральными мотивами ее творчества стали жанровые сцены с играющими детьми и натюрморты с игрушками. Когда ее супруг, известный художник Франц Марк погиб, она перестала заниматься живописью, организовала посмертную выставку его работ, а сама начала заниматься текстилем.
Женщины-гончары пуэбло: Сара Фина, Маргарет Тафоя, Люси Льюис и Глэдис Пэкуин
Предки народов пуэбло, которые сейчас находятся на юго-западе США, занимаются изготовлением керамики уже более тысячи лет. Представители племени пуэбло всех полов собирали глину в местной пустыне, а горшки в основном изготавливали женщины. Керамисты традиционно формировали свои изделия вручную. Они обжигали горшки в ямах с горящим деревом или навозом, а готовые изделия использовали для хранения воды и зерна. Однако создатели тщательно дополняли их дизайнами.
К началу XX века туристы и коллекционеры Европы и Америки все чаще приезжали в регион Пуэбло. Многие коллекционеры забирали исторические объекты без согласия. Тем не менее, некоторые гончары пуэбло увидели в этом внешнем интересе способ заработать на жизнь. Они начали изготавливать керамику для туристических и художественных рынков, разрабатывая дизайны, которые они видели на горшках предков.
К концу XX века, по мере того, как рос рынок предметов, изготовленных не коренными американцами, коллекционеры и кураторы стали рассматривать керамику пуэбло как искусство, а не как ремесло.
Многие женщины-гончары из племени пуэбло сегодня считают себя современными художниками, которые ведут диалог с прошлым и вносят новшества в керамические традиции. Они продолжают передавать творческие знания в своих семьях и общинах.
Сара Фина и Маргарет Тафоя были матерью и дочерью племени тева. Сара Фина, родившаяся в 1863 году, к концу своей жизни прославилась своими необычайно большими спиральными горшками. Она также была известна фирменным дизайном в виде медвежьего когтя, символизирующего удачу.
Маргарет рассказывала, как ее мать делала глиняную посуду, пока ее отец, занимался фермерством. Хотя Сара Фина начала с изготовления глиняной посуды для домашнего использования, к концу века она продавала свои работы, а к концу жизни подписывала их — возможно, это было знаком ее меняющегося чувства идентичности как художницы.
Маргарет Тафоя вспоминает, как Сара Фина бросала ей и ее сестрам небольшие кусочки глины, чтобы они могли работать вместе с матерью. Повзрослев, она стала одной из немногих гончаров, которые делали такие же большие, как у ее матери, сосуды в виде спиральных фигур — более 75 сантиметров в высоту. Она также специализировалась на черной посуде и включала мотивы медвежьей лапы, горы, рога буйвола и ясного неба.
Люси Льюис научилась делать керамику у своей тети. Из-за удаленного расположения Акомы женщины в общине продолжали делать керамику в основном для утилитарных целей, в том числе для переноски воды. Сначала Льюис продавала свои керамические изделия на придорожных лотках. Она стала известна на рынке искусства, когда в 1950 году, в возрасте около 60 лет, приняла участие в художественном конкурсе и выиграла первую из многих наград. Оставшуюся часть жизни Льюис провела, изготавливая, продавая и выставляя свои керамические изделия.
Глэдис Пэкуин помогала возродить керамику Акомы в 1970-х и 80-х годах. В то время все более доступные и недорогие промышленные товары для дома заменили оллы ручной работы. Туристический рынок искусства пуэбло постепенно угасал из-за притока сувениров массового производства. В разгар этих событий Пэкуин и другие гончары, включая Эвелин и Ли Энн Черомаи, возродили керамику лагуны Пуэбло.
Фото: Unsplash/ Instagram
Источники: Forbes Woman/ Curationist