К вопросу воспитания и истории.
В рамках паблик-тока, организованного медиаплатформой tolk.kz, была затронута тема «Бауырына салу» — традиция передачи детей на воспитание бабушкам и дедушкам. Мы попросили кандидатку исторических наук Бижигитову Карлыгаш Сабыровну рассказать про роль этой традиции в казахском народе тогда и сейчас. Авторка монографий, учебного пособия и статей по истории и культуре Казахстана в колониальный период отвечает на вопрос о значении первозданной формы этой традиции в кочевом обществе, и о процессах, которые видоизменили ее, сделав не экологичным методом воспитания детей.
Казахское общество до начала ХХ века характеризуется как кочевое и традиционное. Почему казахи были кочевниками? Главные, характерные для Великой евразийской степи факторы —резко континентальный климат и сухость. Следовательно, кочевое скотоводство было единственным эффективным способом ведения хозяйства.
Кочевой образ жизни оказал большое влияние на духовный мир казахов. Очень важно отметить, что вся повседневная жизнь казахов-номадов регулировалась по большей части не нормами религиозного права — шариат, а нормами обычного права — əдет. Традиции и обычаи играли большую роль в жизни казахов и отсюда выражение «ырымшыл қазақ» — «обрядолюбивый казах».
Начиная с рождения до самой смерти весь жизненный путь кочевников сопровождался многочисленными традициями и обрядами, многие из которых сохранились и по сей день. Согласно традиции «бауырына салу», своего первенца молодые родители отдавали на воспитание дедушке и бабушке по отцовской линии. Итак, чем же была обусловлена традиция в казахских семьях «бауырына салу»?
Большинство исследователей считают, что в традиционной казахской семье представители старшего поколения имеют большой жизненный опыт в воспитании детей, поэтому они и брали себе на воспитание первых внуков сразу после окончания кормления их грудью. Весьма справедливо, учитывая, что в прошлом нередко встречались ранние браки, и молодая мама нуждалась в помощи. С другой стороны, явление можно объяснить экономическими причинами. Кочевой образ жизни — это не романтика, он был сопряжен с трудностями, в преодолении которых в одном ряду с мужчинами стояли женщины.
Начиная с XVIII века в Казахскую степь приезжают первые русские исследователи, которые отмечают такие качества казахских женщин как «крайнее трудолюбие и попечительность в хозяйстве», «домовитость», «после родов скоро оправляются так, что нередко и сие случается, что в тот же день случится перекочевка, и роженица садится на коня и свободно, не чувствуя болезни, может ехать верхом». Очень важно отметить, что казахская традиционная семья в прошлом — это большая патриархальная семья, в которой жили несколько поколений. При кочевом образе жизни рождение и воспитание детей детей не должно было быть помехой и, следовательно, возлагалось на старших. При этом младенца не отрывали от родной матери полностью, он видел ее и был окружен заботой и любовью всех взрослых членов семьи.
Другой вопрос, как эта традиция продолжала практиковаться впоследствии, адаптируясь под разные социально-экономические условия? Известно, что насильственный переход казахов к оседлости советским режимом в особенности повлиял на кочевую структуру семейно-брачных отношений. Постепенно большая патриархальная семья начала уступать индивидуальной или супружеской семье.
В переломные периоды, к примеру, в 90-е, в непростой экономической ситуации, молодые родители в поисках заработка зачастую вынуждены были оставлять детей, в первую очередь первенцев, бабушкам и дедушкам. Такая тенденция наблюдается и сейчас. Многие казахские семьи столкнулись с таким видом трансформации или адаптации традиции «бауырына салу».
Главное отличие этой традиции от прошлого в том, что дети реально оторваны от своих родителей, в первую очередь, от своих матерей. Можно встретить множество историй о том, какие чувства испытывают те люди, которые были воспитаны не своими биологическими родителями, а дедушками и бабушками, а порой и другими членами семьи.
Осмысление этой традиции находит свое выражение и в современном казахстанском кинематографе. Например, в работе Асхата Кучинчирекова, номинанта премии Alternativa. На наш взгляд, в большей степени, в этих рассказах о своем детстве, наряду с теплыми воспоминаниями о дедушках и бабушках, присутствуют эмоциональный стресс, невероятная тоска и обида. Надо заметить, что большинство из них, повзрослев, так и не смогли сблизиться со своими родителями. Поэтому очень сложно однозначно оценить эту традицию в современных условиях.
Текст: Карлыгаш Бижигитова
Фото: Кадры из фильма/ архив авторки/ tolk.kz