1 декабря в большой прокат вышел дебютный фильм Айсултана Сеитова «ҚАШ». Картина затрагивает острую тему – голодомор 30-х годов в Казахстане. В эксклюзивном интервью для ELLE Kazakhstan главная героиня фильма Толганай Талгат рассказала о своем пути становления актрисой, о недооцененности казахстанского зрителя и о том, какой бы фильм она сама срежиссировала.
В одном из интервью вы говорили, что родились не в творческой семье, но именно бабушка увидела в вас потенциал актрисы. Как это проявлялось в детстве? Расскажите подробнее.
Я не помню, в каком году было это интервью, но, наверное, что-то там пошло не так. На самом деле у меня творческая семья: папа играет на гитаре и на домбре, мама поет и когда-то танцевала индийские танцы. У родителей были творческие задатки, но никто не развивал их профессионально, так как тяжелые времена не позволяли. Возможно, я тогда имела в виду, что три главных человека в моей жизни: мама, папа, бабушка – всегда поддерживали меня. Я никогда не чувствовала ущемления. Будучи студенткой, долгое время я жила с бабушкой. Она давала мне деньги на дорогу, провожала и встречала дома с теплом. Я в этом плане счастливая – мне очень повезло с родными.
В четвертом классе я забросила учебу (смеется). Меня увлекали постановки концертов и организация праздников. Это получилось само по себе – я просто начала копировать поведение людей из телевизора и отражать это в номерах своих самодельных концертов. Будучи подростком, посещала Дворец школьников. Опять-таки большой поддержкой для меня выступила семья. Было тяжелое время, но это не мешало родителям оплачивать мои уроки английского, актерского мастерства и другие творческие курсы.
В десятом классе я пошла в студию «Образ». Это была первая коммерческая школа городе, которая отличалась масштабностью и подходом к актерскому мастерству. Там я встретила своего первого учителя Наташу Дубс. До встречи с ней мне казалось, что актерское мастерство – это про кино, славу. Оказалось, вовсе нет. Наташа Дубс привила мне любовь к театру, к сцене, к зрителю, к служению. Поэтому, когда я говорю о своей профессии, у меня увеличивается сердце – я отношусь к своему делу с большим уважением. Я непрерывно учусь и нахожусь в постоянном поиске, в развитии – это тоже ее влияние. Кроме того, Наташа показала мне, что такое дисциплина. Это важно для актера. Если ты не дисциплинирован, то творчество тебя наказывает. Можно начать с простого – не опаздывать. Не важно что это: интервью, съемка, репетиция в театре – ты всегда должен приходить вовремя. Обязательная подготовка – заранее думать, что ты будешь делать. Быть готовым к своей роли, к тексту. Сделать так, что выходя на сцену или на съемочную площадку, ты был максимально свободен в своем творчестве. Потому что все, что нужно было до, – ты сделал, а сейчас ты просто идешь пробовать это все реализовывать.
1 декабря в прокат вышел дебютный фильм Айсултана Сеитова «ҚАШ». Как проходили кастинг и съемки? Какие у вас впечатления о фильме?
Забавно, но я могла и не сниматься у Айсултана и даже не приезжать в Казахстан, так как на тот момент жила в Санкт-Петербурге. Я уже обосновалась в Питере и планировала оставаться там. В один день со мной связалась кастинг-команда фильма и попросила меня приехать. Я решила вести работу удаленно, много раз отправляя видео с пробами. Так вышло, что у меня появилась серьезная причина вернуться домой – заболела мама. По приезду в Алматы я встретилась с Айсултаном. Это была первая совместная встреча, но помимо меня были еще другие актрисы.
Этот кастинг был самым продолжительным в моей карьере. А ожидание самым долгим. Меня постоянно вызывали, и каждый раз я думала, что вот сегодня он точно решит. Почти месяц я жила в ожидании. Но это меня и влюбило! Именно подход команды, которая создавала этот фильм. Настолько это было все детально. Казалось бы, можно было просто быстро выбрать и утвердить актрису. Поэтому у меня сразу появилось ощущение, что я участвую в важном и нужном процессе.
Мою героиню зовут Айман. Изначально ее звали по-другому, но когда Айсултан Сеитов утвердил меня, он и команда пришли к решению поменять имя. Потому что показалось, что предыдущее имя мне не подходит.
Отдельно про работу с Айсултаном. Для него это был первый киноопыт. Каково это было – работать с режиссером-дебютантом?
Так получается, что часто я работаю с режиссерами-дебютантами, особенно если это авторское кино. Мне было комфортно работать с Айсултаном, потому что самое главное, что он делал – ставил четкую и понятную задачу. Самое страшное для актера – это когда он не знает, что ему делать. Хочется думать, что Айсултан доверился мне как актрисе. Мне не хочется просто исполнять роль, мне хочется дополнять и создавать. В этом плане мне нравилось, что он принимал предложения с моей стороны.
Я рада, что казахстанские режиссеры начали поднимать серьезные исторические темы и снимать про это хорошее кино, рассказывающее историю в действительности.
Фильм «Мукагали» Болата Калымбетова – автобиографичный. Сейчас картина участвует и выигрывает в международных кинофестивалях. Вы сыграли Лашын – супругу Мукагали Макатаева. Каково это – играть невыдуманного персонажа?
Когда я училась на режиссера-документалиста, Болат Калымбетов (режиссер фильма «Мукагали» – прим.ред.) был моим педагогом. Я подхожу к нему и говорю: «Слышала, что вы снимаете фильм. Можно я у вас поработаю? Крафтом хотя бы. Да кем угодно! Кофе носить… Я просто хочу поработать на съемочной площадке не как актриса». Он отказался, сославшись, что у него «все собрано». Я ухожу расстроенная, но через пару дней он мне перезванивает: «Слушай, приезжай в «Казахфильм»! Есть к тебе предложение. Может быть, ты мне найдешь главного героя и его жену? Давай ты сделаешь отдельный кастинг от моей команды». Я начала поиски, предлагала разные варианты, и тут в один день захожу в офис, и меня видит второй режиссер и кастинг-директор. Они переглянулись между собой и сказали: «Кого мы ищем? Да вот же она!». Они решили рискнуть и попробовать меня на роль.
Главным вопросом оставался возраст. Все-таки Лашын было около 40-45 лет, а мне на период съемки было 27-28 лет. Но мы решили не делать супергрим и сделали правильное решение. Потому что это выглядело бы смешно. Лучше брать сразу взрослую актрису. Правда, ради этой роли приходилось идти на всякие манипуляции: не спать две ночи подряд, приходить на съемки в разбитом состоянии, чтобы выглядеть уставшей. Сложность роли Лашын заключалась в том, чтобы не переборщить и не опошлить ее образ. Боишься, потому что эти герои – Лашын, Мукагали принадлежат теперь народу. Понимаете, о чем я? На премьере фильма присутствовал их самый младший сын. После окончания фильма он подошел ко мне. Взрослый такой человек с тростью, пожал мне руку и поблагодарил меня со словами, что мне удалось передать образ его мамы. Для меня это была самая высокая похвала. Потому что этот человек жил с ней всю жизнь и точно знал, какая она. Если даже я не похожа внешне, то зацепила характером.
У нас в стране есть 3 популярных жанра: казахские комедии, исторические драмы и фестивальное кино. Но самый успешный коммерческий жанр – это как раз таки комедии. Почему казахстанский зритель еще не готов к просмотру серьезных фильмов?
Никогда не будет момента, когда зритель будет готов к просмотру серьезных фильмов. Если бесконечно думать, что зритель не готов и ничего не понимает, то, в принципе, можно ничего хорошего и умного не снимать. Это ошибочное мнение! Так же и в театре. Многие режиссеры откуда-то взяли мнение, что зрителю нужно обязательно объяснить. Напротив, нужно создавать еще больше умных и интересных фильмов, потому что мы недооцениваем нашего зрителя.
Почему-то авторские фильмы, которые представляются на мировых фестивалях, не попадают в кинотеатры. Массовый зритель не имеет возможности посмотреть их и даже не знает, что такое кино существует. Такое кино заслуживает, чтобы попасть в кинотеатр, продаваться на ТВ или стриминговые сервисы. Я за то, чтобы не ждать, пока зритель будет готов – нужно показывать больше хороших фильмов.
Вы актриса драматических ролей. В одном из интервью говорили, что вам сложно даются роли легкомысленных и болтливых персонажей. Почему? Видите ли себя в комедии?
Я мечтаю о комедийной роли. Многие мне говорят: «Вот ты же драматическая актриса!». Что это – драматическая актриса? Почему люди пытаются загнать меня в один угол? Недавно даже своему агенту сказала, что хочу играть комедийные роли – противоположность тому, что я играла. Для меня легкомысленная роль – это плохо прописанный персонаж в скудном сценарии. Когда ты не совсем понимаешь, для чего этот персонаж нужен. Можно играть тупую дуру в кино с твердым сценарием, где я понимаю, что сама роль прописана хорошо и там есть что играть и что предлагать режиссеру. Я против однобоких и поверхностных ролей. Это может быть и драматическая роль, но она может быть сырой, безвкусной, плохо прописанной.
Часто я отказываюсь от ролей, так как получая сценарии, осознаю, что не смогу с этим работать. Мне приходится отказывать только из-за качества материала – он просто не подходит мне.
Скоро готовлюсь к работе с режиссером (Шугыла Сержан – прим.ред.), которая представит короткометражный фильм. У нее практически нет бюджета. Но у нее интересный сценарий. Я посмотрела предыдущие работы и мне понравился ее стиль, который ни на что не похож.
Актеры – это жадные существа. Нам только дай, мы загрызем за любую роль. Риск, что есть постоянное желание играть. Понимаете? Особенно это проявляется в театре! Приходится быть избирательной и учить себя, что действительно тебе нравится делать. Если я не получаю творческого удовольствия от процесса, я не вижу смысла играть. Поэтому я могу сниматься один раз год.
Многие актеры, которые играют как в кино, так и в театре, всегда отдают предпочтение второму. Особая любовь к театру – она какая? Расскажите про работу в немецком театре.
Моя дипломная работа называлась «Актер в театре и в кино». После окончания учебы Наташа Дубс пригласила меня поработать в немецком театре. Там я осталась на четыре года. Это были прекрасные годы опыта, творчества, путешествий, фестивалей. Я играла на немецком языке. Это своеобразная любовь к немецкому языку. Играть на других языках – это что-то другое: другая личность, пластика, игра.
Театр – это тренажерный зал. Если ты хочешь иметь красивое подкаченное тело, тебе придется начать несколько раз в неделю ходить на спорт. Так и с актерским мастерством – это разминки, упражнения, подходы, чтобы улучшить технику. Я могу на два-три месяца с головой уйти в театр, в некую «лабораторию» и просто вырасти колоссально. Именно там тебя взращивают как профессионала. Мне нравится брать проекты и пробовать разные техники уже в кино. Грубо говоря, у меня есть большой багаж, откуда я беру знания и применяю их на практике. Театр и кино – разные вещи, но для меня они неразрывные. Мне нравится такой симбиоз.
Ваше второе образование – режиссер-документалист. Какой бы вы фильм сняли? В каком жанре?
Да, я закончила магистратуру, выучилась на режиссера-документалиста. Но из-за того, что профессия актрисы занимает у меня много времени, я не могу параллельно заниматься режиссурой. Став взрослее, я уже понимаю, что можно распределить время. Есть идеи и желание снять кино, но я боюсь. Боюсь взять в руки камеру и начать снимать истории. Я десять лет посвятила себя театру и кино, и в этих сферах мне немного стало понятно.
У меня есть внутри потребность этим заниматься. Не важно, документальное или игровое. Сейчас моя концентрация – актерская игра. Но, возможно, это изменится.
Какой бы фильм я сняла? Мне интересна жизнь сложных подростков из интерната – детей с мечтами, которые скрываются за масками взрослых. Возможно, начну путь режиссера с освещения этой темы.
В 2020 году вы писали в своем микроблоге, что после поездки в Санкт-Петербург вы снова полюбили театр и кино, хотя вам казалось, что искусства больше нет. Почему так? Был ли период выгорания?
Время от времени приходит выгорание. Меня оно настигло в период локдауна. Я была абсолютно потеряна и не понимала, что делать. Мне вдруг показалось, что играть – это не мое. Но мое решение изменила поездка в Санкт-Петербург. Питер – город, пахнущий книгами, вкусным кофе и вином. В этом городе я снималась в кино. Несмотря на то, что у нас была небольшая съемочная команда из 10-15 человек, каждый участвовал и выкладывался максимально. Может быть, я влюбилась в эту включенность. И тогда поняла, что оказывается, я просто устала. До Петербурга я работала два года продюсером, что очень сильно повлияло на отношение к кино и театру.
После каждого проекта наступает момент выгорания. Кажется, что-то не то сделала – наверное, уйду, не получается. Каждый раз есть сомнение. Думаю, брошу все и буду продавать кофе. Но знаете, что удивительно? Я не помню ни одной роли, которую бы я забыла. Даже когда ты знаешь, что ты больше никогда тебе в жизни эту роль не сыграть, я додумываю ее все равно. Как в споре – ты поругался, приходишь домой и думаешь: а надо было вот так сказать.
Вы больше десяти лет снимаетесь в кино. Как вы изменились? Как поменялись ваши мечты, планы, цели?
Многие вещи, которые я возвышала, приземлились. Поменялась картина приоритетов. Ощущение наоборот: чем больше ты делаешь, тем меньше ты становишься. Потому что столько всего нужно еще успеть! Десять лет, как один день. Мне хочется учиться, пробовать, работать. Я стала относиться проще ко всему, потому что мир нестабилен. Невозможно сейчас что-то делать без любви. Думаю, важным является то, как ты честно и осознанно относишься к своему делу.
Интервью: Айгерим Кайназарова/ aigerakain
Фото: Бауржан Бисмильдин/ bbismildin
Стиль: Жанайдар Женисбеков/ zhanaidar_/ insdr.talents
Макияж: Азиз Пархатов/ park.az/ insdr.talents
Волосы: Сэм Сариева/ sam.sarieva/ insdr.talents
Ассистент фотографа: Равиль Аметов/ ameetov
Продакшн: QARA Studios/ qara.studios