Синдром спасателя: почему нельзя причинять добро?
Unsplash: Nathan Dumlao

Что делать, если спасатель — это ты?

Тема добра и зла — это основа всех сказок и былин, назиданий, художественных произведений и даже лейтмотив киноиндустрии, где образ героя, спасающего вселенную (чаще всего в одиночку), является культом режиссерского клише. И если со злом все более или менее понятно, то тема добра до сих пор несет двусмысленное понятие.

И сегодня существуют люди, которые не способны унять свое стремление «поучаствовать в чужой жизни», не понимая, где та самая грань, которая отделяет его от здравого смысла? Продолжая «причинять добро» повсеместно, в основном там, где об этом даже и не просили.

Что же такое синдром спасателя? Почему нельзя причинять добро? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова

Отделяя зерна от плевел

Синдром спасателя не зря определен именно «синдромом», так как в этом заложен подтекст ряда психических расстройств и отклонений. Ничего общего со здоровым и осознанным подходом в коммуникации с людьми и оказании нужной помощи не имеет. Более того, имеет приставку «причиняет» добро, т.е. для «добродетеля» совершенно неважно, нужна тебе его помощь или нет. В этом процессе важен только он, и как он себя чувствует, спасая заблудших и неприспособленных.

В то время как истинное добро включает психическое здоровье и психологическую зрелость. Это и про уважение/взаимоуважение, границы свои и другого человека, терпимость, толерантность, безоценочность, этичность, воспитанность, самодостаточность и благодарность.

Но, к сожалению, многими добрые дела именно «причиняются» из оголенного эго, жалости и неспособности выдерживать давление. Доброжелатели могут поджидать тебя повсюду, скандируя блиц-уроки выживания — как тебе быть, любить, творить, воспитывать. Как в социуме, так и среди своих близких и знакомых.

Синдром спасателя: почему нельзя причинять добро?
Unsplash: ThisisEngineering RAEng
Причины возникновения синдрома спасателя

У любой причины есть закономерность ее появления. Синдром спасателя — не исключение. Проблема неприкаянности рождается еще далеко в детстве, исходя из дисфункционального поведенческого паттерна родителя:

  • Профлексия исходит из недополученного внимания и игнорирования потребностей ребенка. Вырастая, такой ребенок стремится к компенсации и гиперопекающему поведению. Например: непрошеные советы, вторжение в личную жизнь, неуместные вопросы.
  • Доминирование исходит из невротической и нарциссической проекции — единственный способ почувствовать себя важным и значимым. Например: по мнению спасающего доминанта, ты не с теми дружишь, работаешь, не так любишь, воспитываешь, одеваешься, красишься, ухаживаешь.
  • Невротизм — неспособность находиться в условиях неопределенности. Спасатель приходит к собственной безопасности, структурируя других. Хаотичность жизни или ее непредсказуемость может вызывать панические атаки, ипохондрию и депрессивные расстройства. Чтобы спастись от неминуемой невротичной тревоги, спасатель игнорирует свои потребности, погружаясь в неопределенности чужой. Например: человек движется только на альтруизме (бесплатно), так как его желание помочь приоритетно, и строится не из собственной ценности и реальных инструментов помощи, а просто быть хорошим, нужным и полезным.
  • Слабая конфронтация. Этот тип спасателей не может сказать «нет», испытывает сильную тревогу и чувство вины, видя чужую боль или переживания. Например: этот тип не выдерживает давления, слез и бурную радость, стремится к избеганию и драме.

Причинение добра несет в себе разорение не только чужих планов, намерений и состояний, но и полное или частичное игнорирование себя и своих истинных потребностей. Главная проблема спасателя в том, что он не осознает, что он «отдельный». Он не обязан оправдывать чужие ожидания и жить в ожидании оценки.

Причинение добра несет в себе только эгоистичное, травмированное желание заместить собственную боль и неприкаянность, где жалость к себе порождает искоренить жалкое состояние другого.

Что делать, если спасатель — это ты?

«Причинение добра» несет в себе дополнительный, неприятный бонус. Так как вокруг тебя будут происходить однотипные ситуации, где может показаться, что проблемам конца и края нет, люди будут продолжать «радовать» выученной беспомощностью, инфантильностью, негативными взглядами на жизнь и бесконечным обвинением всех и вся. Такой симбиоз забирает силы и здоровье, как физическое, так и психологическое, так как инфантил не способен на компенсацию.

Самостоятельно избавиться от комплекса спасателя очень сложно, так как это целый цикл «Спасатель — Преследователь — Жертва» из треугольника созависимых отношений, где человек успевает побывать во всех трех ролях в зависимости от ситуации. Поэтому без психотерапевта не обойтись.

Но есть ряд рекомендаций, как уже сейчас не навязывать и не причинять добро:

  • Позволь человеку его эмоции, дай ему их прожить и осознать.
  • Прежде чем влезать в ситуацию, спроси, а нужна ли ему твоя помощь? Исключения: помощь при ЧП, аварии, оказание первой медицинской помощи, ситуации утраты и психических расстройств, где человек не способен нести ответственность за себя. В этих случаях помощь необходима, причем незамедлительно.
  • Пройти личный курс психотерапии и выйти из аддиктивных, созависимых и контрзависимых отношений.

Принято рассуждать, что добро всегда побеждает зло. Но для того чтобы разбираться в этих ликах, самому необходимо быть беспристрастным.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash

Поделиться: