Голос – важный инструмент, визитная карточка человека, развивать его необходимо каждому от мала до велика и физикам, и лирикам для того, чтобы еще лучше понимать друг друга и тем самым оказывать на своего собеседника правильное влияние и оставлять после себя красивое впечатление. Поскольку голос служит составной качества речи, которая занимает 38% впечатлений во время разговора – в данной статье пойдет рассказ о том, какие существуют архетипы голоса, как ощутить желаемый голос.

«Можно прожить всю жизнь, не зная и не ощущая собственного голоса», в научной статье доцента кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики РФ, автор Валерия Устинова затрагивает проблему познания и развития человеческого голоса, его тембра и интонации. Многие люди от начала до конца своей жизни так и не могут познать свой настоящий голос, потому что с самого детства у них отсутствовало право голоса, это проявлялось тем, что им постоянно говорили «закрой рот», «тише», «много не болтай» и т.д. Как утверждает Устинова голос – звук, который появился на Земле еще до появления человека, так как у животного тоже имелись и имеются голос и интонации, при правильном использовании которых можно добиться необходимых целей, а в обратном можно так и не узнать все способности своего настоящего природного голоса и тем самым выработать много психологических травм.

Устинова говорит о том, что в мире существует четыре архетипа голосового звукового разнообразия, первыми из которых стали призыв, приказ, на основании общения лидера и толпы, где действует модель коммуникации «сверху вниз». Кому-то нужно работать над развитием этого архетипа, в случае если они не могут говорить голосом, побуждающим и заставляющим к действию, кому то немного приглушать этакое диктаторство в своем голосе, чтобы не казалось, что в беседе кто-либо командует. 

Второй архетип подразумевает за собой общение «снизу вверх», когда в голосе слышны ноты мольбы, пощады. Опять же у кого преобладает такой голос и стоит задача иногда уходить в «сверху вниз», и наоборот. Зачастую по словам Устиновой с такой проблемой сталкиваются женщины-руководители, у которых по природе своей голос относится к группе второго архетипа, но на профессиональном уровне им нужно чтобы их слышали и слушали сотрудники, в частности мужского пола и соответственно голос должен быть немного из серии «сверху вниз». 

Говоря о третьем архетипе, Валерия Устинова говорит об игре на равных, без привязанности к конкретным ролям.  «Способность общаться на позиции «равный с равным» — очень сложная история в современном деловом общении, — отметила Устинова. — Все чаще компании заказывают для своих сотрудников тренинги, для того чтобы люди научились говорить по делу, не обсуждая при этом личность своего оппонента. Поэтому умение говорить ровным, спокойным голосом в современных реалиях стало мощным конкурентным преимуществом».

Ну а четвертый архетип – медитация, колыбельная. Здесь человек ничего не доказывает, он растворяется в каких-либо внутренних и значимых для него ценностях.

Санжар Мырзаханов

Сегодня нам удалось взять интевью у действующего диктора, актера дубляжа, бренд-войса известных брендов, тренера по технике речи и постановке голоса Санжара Мырзаханова, но перед тем, как задать первый вопрос Санжару, мы хотим поделиться результатами опроса, на котором слушателям была включена аудиозапись с голосом Санжара. 

Итак, всего было опрошено порядка 20 респондентов и все 100% сказали о том, что голос Санжара им очень понравился, но по словам интервьюируемого так было не всегда. 

Санжар, добрый день! Благодарим вас за уделенное время для нескольких ответов на наши вопросы, так вот расскажите, пожалуйста о том, как вы связали свою жизнь с «голосом»?

Санжар: Добрый день! Спасибо за приглашение!

Ох, как жаль, что наши читатели не могут услышать ваш прекрасный голос! 

Санжар: Спасибо большое за комплимент! На самом деле увлекаться «голосом» я начал в подростковый период, когда мне было 12 лет и голос мой находился на стадии формирования, а раньше он у меня был очень писклявый и я использовал уже тогда упражнения по занижению голоса. В принципе, когда речь идет о голосе, в первую очередь необходимо поработать над дыханием, не многие знают, что наши голосовые связки – это как струны у гитары или скрипки, но чтобы они заиграли так, как вы этого желаете, им нужно топливо – это дыхание, которое должно быть диафрагмальным. Так вот я сам себе поставил голос и начал баловаться и пробовать себя в озвучке, брал любимые фильмы и пытался переозвучивать героев, к примеру голос Тора из вселенной Марвел. И вот шаг за шагом, начали замечать, приглашать озвучить рекламы, с практикой голос приобретал ещё более яркий окрас и сейчас имею, что имею.

Здорово! Сегодня вы являетесь весьма известным бренд-войсом многих компаний, скажите, пожалуйста, если не секрет, превышает ли ваш доход ваши ожидания, ведь вам 21 год и вы являетесь студентом 4 курса?

Санжар: Вполне! Учитывая, что я начал зарабатывать уже в 16 и сейчас мой доход в двое выше средней заработной платы в Казахстане. Но нет предела совершенству, знаете ли (смеется)! Я работаю тренером в школе по технике речи и постановке голоса, дополнительно озвучиваю фильмы, мультфильмы, являюсь бренд-войсом одного мобильного оператора и все это не перегружает мой рабочий график.

Санжар, слушая вас, прямо заряжаешься уверенностью и позитивом, можно ли утверждать, что отчасти ваш голос повлиял на это?

Санжар: Да я бы даже сказал не отчасти, а полностью! При разговоре с абсолютно любым человеком я чувствую уверенность в себе. Мне не тяжело начать разговор, я могу защитить себя, расположить к себе, говорить на равных, в тоже время не слишком давить напором, но и быть снисходительным. С помощью правильной постановки голоса, я научился управлять своим, и учу этому других.

Правда ли, что во время работы с психологией голоса вы можете понимать какие психологические установки есть у вашего собеседника?

Санжар: Не секрет, что по голосу можно услышать настроение собеседника, его отношение к сказанному, его характер. Голос дрожит – волнуется, голос монотонен – равнодушен. Человек, который работает с голосом, в первую очередь работает с человеческими душами, озвучиваешь рекламу про кофе – создаешь томность в голосе, добавляешь «предыхание» в конце, манишь, чаруешь, тянешь. Работаешь с командой – мотивируешь голосом, давишь на интонацию, побуждающую к действию, фильм озвучиваешь – заставляешь разделить зрителей с тобой боль и сострадание и т.д. Работая с голосом – вы набираетесь обычного опыта в человеческом общении, и я могу смело заявить о том, что голос влияет на психологию людей, что голос является залогом к успешности. 

Что касаемо ваших студентов, несмотря на ваш юный для тренера взораст, приходят ли к вам обучаться люди старше вас или же вы работаете с детьми, подростками? 

Санжар: Только взрослые и ходят, во первых, из-за пандемии, детей родители пока опасаются приводить, во вторых, я бы сказал, что работа с голосом должна начинаться с осознанного возраста, иначе смысла нет – работать надо тогда, когда человек сам этого хочет и упорно двигается к этой цели, несмотря ни на что. Ведь во время обучения со взрослыми от 25+ наступают моменты, когда ты не можешь просто взять и присвоить тот голос, который у тебя есть и ходить с ним. Тебе надо пройти период привыкания, потому что иногда люди приходят с тихими, тонкими голосами и говорят, что у них выступление через 2 недели им надо срочно занизить голос, мы занижаем, а вот после человеку начинают говорить его знакомые такие вещи, как «что с тобой», «у тебя голос какой то неестественный». Студента начинает это задевать, а мы ведь все сильно боимся потерять к себе расположение аудитории, и когда о нас начинают плохо думать, мы начинаем копаться в себе, а потом и вовсе отказываемся от каких-либо кардинальных изменений в голосе и всё. Поэтому перед тем, как менять голос – нужно оценить уровень своей готовности к этому.

Действительно ли можно изменить голос? Вы говорите о занижении, можете ли поделиться чудо секретом, как это можно сделать? 

Санжар: Изменить можно все! Не изменится тембр – это как отпечатки пальцев – они индивидуальны, но всё остальное – сделать громче, но не так чтобы слишком, сделать ниже, но не тише, можно! Про второе тут скорее производственная тайна, но сначала попробуйте поработать над дыханием! Вы замечали, что в начале нужно сделать вдох носом, затем говорить на выдохе – надувать живот во время вдоха, сдувать живот во время выдоха. Знали? Попробуйте это проделать и вы поймете, что сложно контролировать свое собственное дыхание – когда вы научитесь это делать вы сможете встать на путь к изменению своего голоса. А ещё пробуйте считать «егорок» во время выдоха, чем больше «егорок» вы назовете, тем дольше вы сможете говорить на одном дыхании, что не будет сбивать вас с мысли долгое время. 

Спасибо вам большое, Санжар, за столь интересные ответы на вопросы! Желаем вам удачи и успехов на вашем поприще!

Канадский физиолог Пол Маклин называет внутреннюю часть мозга человека «мозгом рептилии», которая несет ответственность за базовые инстинкты «хорошо/плохо», «добро/зло», «опасно/безопасно» «моё/чужое». Поэтому за первое впечатление о человеке у нас отвечает мозг рептилии, когда при выступлении спикера, мы оцениваем его по категории «хороший/плохой», но на данную оценку прямое влияние оказывает голос, который необходимо учиться развивать для того, чтобы с первых секунд влюблять в себя аудиторию, как наш сегодняшний интервьюируемый.


Авторы: Карлыгаш Кожабек и Салтанат Жаркебаева. Фото: Личный архив Салтанат

Поделиться: