Наследие осинки: виды инфантильных детей
Shutterstock: photofort 77

Психический инфантилизм.

«Все мы родом из детства» — наверняка каждый хотя бы раз слышал это выражение. И действительно, все, что мы демонстрируем сейчас, имело отправную точку. Сегодня я продолжу тему: «Не апельсинка от осинки, или как инфантильный родитель влияет на психику ребенка», но и подыму другую сторону медали, некий причинно-следственный результат детского поведения — и это психический инфантилизм. Кроме того, рассмотрим, какие существуют виды психического инфантилизма у детей, причины и стадии развития, а также диагностику и лечение.

Немного о главном: что такое психический инфантилизм?

Наверное, сегодня наконец-то многие выдохнут и перестанут искать ответ на вопрос: «Почему его ребенок болеет или отличается от других?» — в гадалках, прошлых жизнях, самобичевании или перекладывании ответственности, так как будут знать дифференциацию органического поражения от последствий стиля воспитания. Также этот материал будет полезен психологам и психотерапевтам, которые не знают, почему никак не получается выйти в норму, перебрав все свои знания и уже задумываясь о своей профессиональной пригодности.

Итак, психический инфантилизм — это задержка темпов эмоционально-волевого развития личности, возрастное несоответствие в поведении с длительно сохраняющимися детскими чертами. В обыденной жизни инфантильными считают детей, которые отличаются от сверстников наивностью и неприспособленностью к социально-бытовой жизни.

Вопросом инфантильности занимались разные умы — от лекарей и философов до поэтов. Впервые в научной литературе термин “infantilis” («детский») появился в 30-40-е годы XIX века, где поднимался вопрос об органическом происхождении инфантилизма. Считалось, что инфантилизм — это патология щитовидной железы, а также последствия инфекции и тяжелой интоксикации (в этом есть цимес и сегодня). В XX веке ко всему прочему добавилось и психическое заболевание, которое стремились соотнести к проявлениям шизофрении, затяжного психоза, истерии, возрастной деменции.

В Международной классификации болезней (МКБ 10) психический инфантилизм выделен в самостоятельное заболевание под кодом F60.8 – инфантильное расстройство личности.

Современные клиницисты едины во мнении, что инфантильное расстройство личности не приравнивается к задержке умственного развития, так как инфантильные дети способны прекрасно справиться с фазовой речью, обучаться письму, арифметике, способны формулировать мысли и идеи. Другой вопрос, как именно это происходит, с какой интеллектуальной нагрузкой, в какой динамике — в срок или с задержкой. Так у детей с инфантилизмом есть ряд сложностей, таких как: сложность в социализации, отставание в развитии на 1-2 года от сверстников, затрудненное общение с детьми и учителями, беспомощность и несамостоятельность у одних вызывает желание снизить планку, у других  — стать поводом для насмешек.

Следствием психического инфантилизма может стать истерический невроз: ребенок не может приспособиться и сталкивается с реальностью, и так формируется психопатия со всеми характеристиками инфантилизма как психического расстройства из-за реакции на хронический стресс адаптации.

Shutterstock: Nick Fedirko

Виды психического инфантилизма у детей

Существует 3 вида (группы) патологии:

  1. Истинный (органический тип) — наиболее сложная форма психического инфантилизма, которая развивается на фоне врожденных или приобретенных заболеваний внутриутробно или в младенчестве. Типичные диагнозы для этой категории детей: СДВ, СДВГ, ЗРР, ОНР, мозговая дисфункция, а также присутствуют тики, бруксизм, заикания, энурез, энкопрез, невысокий рост, неуклюжесть, постоянные проблемы с ЖКТ, аллергии, болезни кожи, сосудов и органов дыхания (в особенности постоянный насморк). У таких детей страдает волевое начало, задержка развития лобных участков головного мозга. Как правило, у ребенка задерживается формирование социальных норм, поведения и общения, понимание «можно», «нельзя», не видит разницы свой/чужой, не способен распознать опасность/угрозу. Родителям с этой категорией детей очень не просто, ведь их поведение (детей) не связано в первую очередь с воспитанием, а с особенностью работы мозга, нейроотличностью. Это в свою очередь немного облегчает участь вины родителя, ведь многие мамы и папы по незнанию искренне не понимают, почему их малыш либо не слышит, либо не понимает их, думая, что они плохие родители.
  2. Общая психофизическая незрелость (дисгармоничный тип). Эти дети миниатюрные, слабые, хрупкие. Темповое развитие при этом в относительной норме, без отставаний в когнитивных возможностях, но слабы физически и биологически, с задержкой созревания высших ориентационных функций (ЗПР, ЗПРР, левши). Ребенок часто болеет, иммунная система не справляется с нагрузками и многие заболевания с детства становятся хроническими. Дитя стремятся оберегать все и от всего, вскоре ребенок начнет это воспринимать за норму и ожидать такого поведения от всех на своем пути. Неправильное воспитание укореняет инфантильность, мешая развивать волевой и эмоциональный фактор, что в свою очередь приведет к детскому неврозу и соматическим/психосоматическим последствиям. Гиперопека вредит такому «ребенку», и ему в будущем «грозят» созависимые отношения, склонность к аддикциям, чрезмерная сензитивность, наивность, вера на слово каждому, а отсюда частое попадание в руки мошенникам, абьюзерам и насильникам. Нередко это творческие люди, так как именно в творчестве им легче всего найти отдушину.
  3. Психический инфантилизм (поведенческий) — самый распространенный тип инфантилизма. И один из самых недопустимых, так как если в первых двух ребенок родился с повреждения мозга, то в этом виде мозг повредили уже родители/опекуны своим воспитанием. Ребенок рождается и психически, и физически здоровым, но неблагоприятная семейная обстановка, эгоцентричное или тревожное воспитание ломает психику здорового ранее ребенка. И дитя растет, будучи уверенным, что: либо он ничего не решает, и всегда есть взрослый, который возьмет за него ответственность; либо считает, что он особенный, и все вокруг ему должны; либо ждет, что каждый будет входить в его положение, так как у него всегда есть веская причина, алиби травмы. Так или иначе, эти дети оказываются совершенно не готовы к взрослой жизни, поэтому у них не клеятся отношения, все вокруг виноваты, эмоционально не зрелые, волевые функции не развиты, постоянно в поисках себя и того, кто потащит его на своем горбу.

Если в первом и втором случае мы имеем дело с органикой, то работать нужно в сторону совладания родителя с поведением ребенка, а также понадобятся смежные специалисты, помимо психотерапевта: невролог, дефектолог, педиатр, психиатр. В третьем случае нужна детско-родительская психокоррекционная работа каждого в отдельности, возможно с привлечением смежных специалистов, исходя из анамнеза.

Диагностика и лечение

По опыту скажу, что обычно люди, даже видя несоответствия в своем ребенке, испытывают какие-либо поведенческие трудности и не торопятся идти на прием к специалистам. И связано это в первую очередь со страхом — а вдруг это не лечится? А вдруг это клеймо? А вдруг я виновата? И так далее, тем самым теряя драгоценное время. И первые ласточки появляются уже из безвыходности, а именно — в момент, когда нужно определить ребенка в детский сад или школу — вот тут-то они и встречаются с неминуемым, где вдруг могут услышать об отказе или неготовности взять ребенка на обучение и социализацию, и появляются рекомендации обратиться к инклюзии.

Если ты замечаешь или испытываешь сложности со своим ребенком, не мучайся, а приходи на прием к специалистам: детскому психологу, нейропсихологу, психотерапевту. Большинство поведенческих или органических нарушений отлично поддаются коррекции, остальные же виды можно привести в адаптивную норму. У специалистов нет цели наказать тебя или обвинить, поставить клеймо или навесить якоря, а напротив, помочь преодолеть возникшую сложность и проблему, попутно помогая маме и папе реабилитироваться, как перед собой, так и ребенком.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock

Поделиться: