Инструкция по управлению гневом

Разбираемся вместе с психологом, психотерапевтом и нейропсихологом Валентиной Мухановой-Бирюковой.

Агрессия и ее способы выражения в охоте и защите территории миллионы лет назад стабильно работали как инструкции для выживания. Сегодня же социализация диктует новые экологичные формы сублимации агрессии, подавляя или атрофируя «дикие методы» добычи жизни. Но несмотря на измененную этику выражения агрессии, фазы выживания и размножения остались неизменными и по-прежнему формируют жизнь человека. Как человек адаптируется к новым реалиям и как устроена современная инструкция по управлению гневом?

Эволюционная карьерная лестница

Основная ценность на земле — это сама жизнь. Именно она рождает смыслы искать возможности для адаптации к тем условиям, в которых находится индивид. Сохраняя при этом инстинктивные мотивы выжить, размножиться и остаться лучшим в своем виде.

От уровня адаптации и способах продвижения по эволюционной карьерной лестнице будет зависеть, насколько зол или обижен человек на свою жизнь или же полностью ею удовлетворен.

Именно приспособленность к жизни и является индикатором уравновешенности, а также вспыльчивости и неуправляемости.

Фаза «выживания»

Подверженные агрессивным вспышкам и фрустрационному стрессу именно те, кто застрял на фазе «выживания». Детские капризы обрели львиный рык, но являются абсолютно пустыми и бесполезными.

Сама по себе фаза выживания естественна и не является «плохой». Это период обучения и адаптации, накопления знаний и обустройства. Как сложится жизнь у человека, будет зависеть от того, как он относится к своему существованию, трудностям и знаниям. Сможет ли индивид применить в жизни накопленный опыт или впадет в беспомощность, вырастая инфантилом, неприспособленным и непризнанным.

Застревая в беспомощности, человек испытывает постоянное неудовлетворенное и некомфортное качество жизни, находясь в ощущении несправедливости и жестокости мира по отношению к нему, сравнивая себя с тем, у кого все получается.

Состояние «обиды на жизнь» заставляет человека не сдерживать себя в примитивных проявлениях. Поэтому именно «дикая агрессия» является следствием ущемленного состояния, становясь нормой в поведении. Насилие, воровство и пристрастие к алкоголю являются способами сублимации своего удручающего состояния.

Фаза «выживания» является первичной абсолютно для всех, но проживать ее каждый будет исходя из начальных данных среды обитания и манеры воспитания. Также эта фаза некий рубеж между тем, что человек выйдет из инфантилизма и станет взрослой и конкурентной личностью или же останется гневаться на жизнь и свою судьбу.

Причины, по которым индивид может не выйти на следующую фазу жизни:

  • Уровни IQ и EQ. Среда обитания и принятые устои в поведении общества являются нормой для ребенка. Подражая поведению взрослого, он развивает в себе все те же качества. Если в семье не принято читать книги, но воровство воспринимается как норма, куда будет заточен ребенок?
  • Генетика. Биологические носители памяти о своих предках также являются возможной планкой умственных способностей и задатков.
  • Воспитание. Именно взрослый учит ребенка выражать свои эмоции и адаптирует его к нормам общества. Если же ребенка воспитывает инфантил, то он не способен дать ему «взрослые опоры». Взрослый сам в них нуждается, поэтому в семье будут конкурентные/ конфликтные мотивы, крики и необоснованная агрессия.

К любому состоянию человек должен прийти, взращивая свое мышление, уровень осознания и эмоциональной зрелости.

Если же причинив добро, как по старой присказке «из грязи в князи», переместить человека в среду, которая ему не ведома, повадки не станут автоматически княжескими. Поведение будет еще более деструктивным, так как появится власть и возможности, которые ранее были недоступны. И справиться с ними человек не сможет, так как нет нужных навыков и образа мышления.

Фаза «размножения»

В природе все циклично и должно развиваться. В норме и естестве следует следующая фаза — «размножение». С инстинктивной точки зрения означает, что человек готов продолжить свой род и умеет добывать себе жизнь. Ведь необходимый навык для обеспечения территории и питания не только для самого себя, но и для потомства, уже имеется. Психологическая эмоциональная зрелость дает правильный выход агрессии через коммуникацию, ценности, личные границы и профессионализм, не загоняя себя в статус жертвы или ущемленного.

Сама по себе фаза говорит о благополучии и приспособленности человека. Обычно про это состояние говорят как о «богатом мышлении». Человек способен не только добывать, но и знает, как приумножить и сохранить, в отличие от «бедного мышления», застрявшего на фазе «выживание».

Важно заметить, что именно психологическое дозревание и вызревание делает жизнь человека полноценной. Возраст в большом его проценте биологически наступит, чего не скажешь об уме. Ведь иногда возраст приходит один.

Практическая инструкция по управлению гневом

Так как агрессию запускают неудовлетворенность собой и своей жизнью, то работать нужно именно над ними, иначе вспышки гнева будут продуцировать даже малейшие неурядицы.

Итак, существует одно правило взрослого человека: осознание, что никто не придет и не решит твою проблему, кроме тебя самого.

Отсюда вывод, что пора включаться в свою собственную жизнь, а именно:

  1. Проработать вопросы инфантилизма, ведь никто не способен прожить вашу жизнь за вас. Личная ущемленность будет продуцировать токсичные выбросы неуправляемого гнева в попытках самоутвердиться.
  2. Психологический аспект, вопросы эмоциональной зрелости, личных границ, развитие IQ и EQ и способы коммуникации.
  3. Физиологический пункт: удовлетворенность в сексуальном, спортивном, творческом, трудовом выбросе и обмене эмоций.

Агрессия — отличное топливо, которое дает возможность превратить в жизнь всю свою уникальность и гениальность. От того, как именно будут потрачены ресурсы организма, сформируется настоящее и будущее. Не существует никаких ограничений в том, как и кем вы хотите стать. Ведь сама эволюция преследует свой интерес в том, чтобы каждый вид был адаптивнее и лучше, чем его предшественники.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash/Peter Forster

Поделиться: