Офис, бирюзовые компании
Unsplash: Mikhail Derecha

Клер Грейвз, американский психолог, предложил концепцию спиральной динамики, где развитие личности проходит через несколько этапов разных цветов. Эту идею впоследствии адаптировал для компаний бельгиец Фредерик Лалу. Он предположил, что компании могут также пройти путь в пять «цветов» развития, достигнув высшей ступени — бирюзовой.

Полное подчинение

На пути развития организаций Лалу определил семь стадий. Сегодня существует только пять. Первая стадия — импульсивная (красная), характеризуется директивным, авторитарным стилем управления. Затем следует конформистская (желтая) стадия, где преобладает иерархия и подчинение, как в армии.

Глоток свежего воздуха

Третья стадия — конкурентная (оранжевая) — требует выделения себя на рынке и предполагает некоторую степень свободы для сотрудников. На плюралистической (зеленой) стадии компания признает разные точки зрения и ценит индивидуальный вклад каждого сотрудника.

Свобода

Вершина развития приходится на бирюзовые компании, где нет иерархии, и все процессы построены на самоорганизации. Здесь ценятся общечеловеческие цели, а не экономические показатели. В таких компаниях не нужен контроль, и главный, скорее, идеолог, вдохновляющий команду и ведущий ее за собой.

Сотрудники этих компаний стремятся приносить пользу обществу и развиваться как личности, а не бегут за «бонусом». Бирюзовые компании выходят за рамки стандартных методов и создают инновации, при этом обеспечивая гармоничную среду для своих сотрудников, которые не выгорают из-за переработок. 

К сожалению, большинство компаний, особенно в странах СНГ, пока далеки от этой идеи.


Фото: Unsplash.

Поделиться: