Куртка, брюки, туфли и очки: Prada.

Досым Касымович Сулеев — сооснователь сотворившего в 60-е года революцию в мире казахской музыки легендарного ансамбля «Дос-Мукасан», автор множества бессмертных хитов, среди которых известный каждому казахстанцу «Той жыры». Человек, чье наследие трудно переоценить, на пике славы решивший завершить музыкальную карьеру и посвятить себя науке. В преддверии Нового года Досым Касымович поделился с ELLE Kazakhstan воспоминаниями о прошлом, мыслями о насущном и пожеланиями, связанными с будущим нашей страны.  

ELLE: Следуя вашей биографии, можно сказать, что наука и музыка — ваши две главные страсти в жизни. При этом они кардинально отличны друг от друга. Музыка — эмоциональна, наука — рациональна. Как они «уживаются» в вас? Бывало ли такое, что вам приходилось глушить голос одной, чтоб лучше слышать другую?

Д.С.: Да, хорошо сказано: «музыка эмоциональна, наука — рациональна». Я сам до сих пор удивляюсь, как нам удалось объединить в себе две кардинально разные и противоположные сферы — музыку и науку. Будучи студентами даже не гуманитарного, а технического вуза, то есть будущими инженерами по IT-технологиям, мы сумели создать популярную музыкальную группу и стать основателями вокально-инструментального жанра в стране, создать некий симбиоз искусства и техники, найти свою, неповторимую парадигму ансамбля, восторженно и моментально принятую обществом. Таким образом, коллектив группы «Дос-Мукасан» позже будет признан легендой казахстанской эстрады. Говорят же: одна половина мозга отвечает за эмоции, другая — за логику. Наверное, нам удалось объединить работу обеих половин мозга и правильно определить оптимальный вектор развития и движения вокально-инструментального жанра в целом и нашей группы в частности. А молодежь, да и «стародежь» чуть позже, не только поддержала, но и подняла нас до небывалых высот, сделав из нас кумиров и даже каких-то идолов.                                                                 

ELLE: В интервью вы всегда говорите, что, если бы пришлось выбрать между двумя этими стезями, вы бы все равно выбрали науку. Можете объяснить почему?

Д.С.: Во-первых, к моменту принятия решения уйти в науку ансамбль под моим руководством достиг практически всех главных высот — стал лауреатом Всесоюзного конкурса профессиональных вокально-инструментальных ансамблей в г. Минске и лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине. То есть можно было и остановиться. Во-вторых, родители твердили, что надо быть инженером, а музыка нужна лишь для общего развития и гармоничного роста личности. Да и я считал, что музыка вторична, жизнь артиста непроста, в связи с частыми гастролями могут появиться личные и семейные проблемы. А наука, в моем представлении, была чем-то серьезным, фундаментальным, полезным и необходимым обществу. Особенно техническая наука, поскольку уже тогда знал, что будущее за новыми технологиями, тем более я получил прекрасное образование в лучшем техническом вузе страны, политехническом институте, ныне это Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. Сатпаева. Тем не менее, учитывая ошеломляющие успехи и популярность ансамбля, свою молодость, которой присуще естественное желание жить интересной, веселой жизнью и купаться в славе, я мучительно решал дилемму — наука или образование? Выбрал науку.

И хорошо, что все задуманное осуществилось. Защитил кандидатскую диссертацию в вузе с мировым именем — Московском институте стали и сплавов, затем докторскую диссертацию, получил звание профессора и в 2004 году был избран академиком Национальной академии наук РК. Проработал в Министерстве науки и образования, канцелярии Премьер-министра и был направлен ректором своей альма-матер. Какое счастье? О чем еще можно было мечтать? И сейчас, по прошествии многих лет, думаю: «А что, если бы у меня ничего не вышло в науке?». Безусловно, я бы сильно жалел, что не продолжил свою деятельность в ансамбле. Получил бы звания, написал бы много песен, купался бы себе в славе. Но, к счастью, случилось то, что случилось. И если бы я вновь встал перед выбором жизненной траектории, то пошел бы тем же путем.

А по поводу узнаваемости хочу сказать следующее. Почему люди не знают нобелевских лауреатов, благодаря научным открытиям которых мировое общество развивается и движется вперед? Ученых с большой буквы, которые определяют будущее человечества? И почему они хорошо знают певцов, музыкантов, спортсменов? Потому что язык музыки и спорта понятен всем без перевода. Их воздействие на человека идет на эмоциональном уровне. Популярность же казахстанских музыкантов и спортсменов еще объясняется подпиткой чувства патриотизма. А ученых знают даже не все ученые, а только та часть из них, кто является специалистом их профиля, и студенты, которым они преподают. К сведению, в Казахстане всего не более 25 тысяч ученых, среди них лишь 7 процентов докторов наук, профессоров, а академиков Национальной академии наук Казахстана вообще менее 200 человек. Вот почему популярны артисты и спортсмены, а ученых, пусть даже с мировым именем, знают лишь немногие.

Куртка, брюки, туфли и очки: Prada.

ELLE: В 1967 году вы вместе с Муратом Кусаиновым, Хамитом Санбаевым и Александром Литвиновым создаете ансамбль, который позже будет назван «Дос-Мукасан». Буквально через шесть лет, в 1973-м, он станет лауреатом Всесоюзного конкурса профессиональных артистов эстрады в Минске, затем — лауреатом X Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Оглушительный успех за относительно недолгий период. Оглядываясь назад, с точки зрения дня сегодняшнего как бы вы его объяснили сейчас?

Д.С.: Вначале сам удивлялся, но по истечении времени пришел к следующему выводу. Да, действительно, четверо ребят без музыкального образования и не умеющих играть на гитарах буквально за год создали невиданный доселе вокально-инструментальный ансамбль (музыкальное образование было только у меня, и я уже играл на саксофоне). Никто в Казахстане, да и в Союзе, не видел и не слышал такие музыкальные группы, хотя уже шесть лет существовал «Битлз», поскольку СССР был закрытой страной. Игра на электрогитарах считалась пропагандой западного искусства. Если в то время даже записей В. Высоцкого нельзя было достать, что говорить о Битлах. А как известно, всякое новое, тем более если оно запретное, воспринимается и распространяется молниеносно. Вот и о нашей группе уже через полгода знало все студенчество Алма-Аты, а это подавляющая часть молодого населения города. Мы, зная об отношении партийного и, соответственно, комсомольского руководства к инструментальному составу ансамблей и песням западных групп, стали исполнять только советские песни и потому были допущены к сцене. А это уже все. Ансамбль стал узнаваемым и популярным не только среди молодежи, но и среди старшего поколения. Это мощно подстегнуло нас к тому, чтоб еще лучше подбирать репертуар и больше уделять внимания качественному исполнению песен. «Дос-Мукасан» уже через три года был у всех на устах, молодежь разрывалась от гордости, что в Казахстане появилась такая группа. Ребята подтянулись, выучив музыкальную грамоту, вырос профессионализм в игре на инструментах и исполнении песен, появились современные музыкальные инструменты и аппаратура с микрофонами. Это не могло не сказаться на уровне ансамбля и его репертуаре. А когда появилась своя песня «Той жыры», которую я «родил» буквально за полчаса, произошел взрыв популярности и песни, и группы. Конечно, это все не могло не мотивировать нас к еще большей работе над собой, репертуаром, высокой ответственности и самоотдаче. Нас практически каждый день показывали по телевидению, статьи и фото выходили в республиканских и всесоюзных газетах и журналах, стали выпускаться первые пластинки, сниматься различные документальные и видеофильмы. Родители стали называть детей Досымами, Муратами, Камитами, Александрами, даже знаю нескольких Досмукасанов. Молодежь из нас лепила себе идолов. К Всесоюзному конкурсу профессиональных вокально-инструментальных ансамблей мы подошли уже подготовленными, показали высокий профессиональный уровень и по праву были названы лауреатами. А на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине мы подтвердили это, также завоевав звание лауреатов.

Резюмируя сказанное, можно сказать, что оглушительный успех, как вы сказали, пришел благодаря появлению совершенно новой, неожиданной, ультрасовременной по тем временам форме и структуре ансамбля (электрогитары и саксофон), ранее не слышанных электрозвуков, пения на несколько голосов, внешнего вида (одежда, длинные волосы) и т.д. Здесь надо отметить мощную поддержку молодежи. Видели бы вы удары кулаком по груди с возгласами «Это наши ребята, наш ансамбль, это казахстанцы!» — и со слезами гордости и счастья! Безусловно, все это вдохновляло нас на новые творческие находки, которые, в свою очередь, стимулировали их к кумиризации и идолизации нас. А феномен ансамбля заключается в том, что студенты технического вуза стали лидерами не в каких-то инженерных разработках и научных проектах, а в кардинально противоположной сфере — музыке. Причем заметьте, состав был сформирован не из большой выборки, а из ребят одного факультета, одного курса и даже одного общежития! И еще больше подтверждает и усиливает феноменализм то, что из числа членов ансамбля вышли три академика НАН РК, несколько профессоров, докторов и кандидатов наук. 

Досым Сулеев
Куртка, брюки, туфли и очки: Prada.

ELLE: В этом году вам исполнилось 77 лет. Вы видели, как стремительно меняется мир, были свидетелем масштабных перемен — перестройка, обретение независимости, информационная революция, появление интернета, а теперь и искусственного интеллекта. Обозревая все это с высоты опыта, как, на ваш взгляд, ценностно поменялось наше общество? В какую сторону? Что хорошего в нашем времени и что плохого? Считаете ли вы, что человечество сегодня — на правильном пути? И за что больше всего переживаете?

Д.С.: Зря вы обнародовали мой возраст, я это скрывал от всех, потому что мои знакомые в один голос твердят: «Как же ты сохранился, Дос, выглядишь гораздо моложе своих семидесяти семи!». Правда, когда я их спрашиваю: «И на сколько же?», они отвечают «Максимум на 76 с половиной!»

Действительно, я побывал в двух эпохах с их политическим строем, пережил несколько больших перемен, легкие и тяжелые времена. Сейчас с большой теплотой вспоминаю свое счастливое детство в Советском Союзе и с гордостью проживаю в новой независимой стране, внося скромный вклад в ее развитие. Это, прежде всего, в культурном, духовном, патриотическом воспитании молодежи, подготовке гармонично развитых студентов, развитии культуры, образования и науки. Что сейчас меня беспокоит в глобальном масштабе? Это болезненный переход от двуполярного к многополярному миру, а затем, я думаю, на этом не остановятся и продолжится ожесточенная борьба за гегемонию на планете. Будет наблюдаться бескомпромиссная борьба между США и Китаем. А о последствиях мы можем только догадываться!

Что касается всемирной цивилизации, то ее развитие будет определяться дальнейшим развитием интернета, блокчейна и искусственного интеллекта, которое можно  охарактеризовать только словом «спурт». И до сегодняшнего дня развитие современных технологий шло огромными темпами. Когда мы учились в вузе, да и потом, даже понятия не было о мобильных телефонах и других современных гаджетах. Приведу самый простой пример. Поскольку я получил образование по специальности «Автоматика и вычислительная техника», то нашим рабочим оборудованием был компьютер. Так вот, такой компьютер стоял и еле помещался в огромной комнате. Назывался он МИНСК. К нему не допускали, иначе было бы столпотворение, а мы писали компьютерные программы на так называемых перфокартах, бумажных носителях, сдавали их операторам и получали результаты лишь через день. И это было не в каком-нибудь городишке, а в ведущем техническом вузе столицы СССР — Московском институте стали и сплавов, где я учился в аспирантуре. А теперь всю эту махину заменяет маленький лэптоп и совершенно естественное бурное развитие получают IT-технологии, которые, в свою очередь, рождают ультрасовременные технологии Искусственного интеллекта. А этого я боюсь. Сейчас пока еще человек умнее ИИ, но через года два-три ИИ станет умнее человека, а через лет пять ИИ станет умнее коллектива специалистов. Представляете, что это означает? Мировая катастрофа! Если неправильно его использовать.

Досым Сулеев
Пальто: Ushatava.

ELLE: Давайте представим, что вы могли бы вернуться назад в прошлое, чтобы пережить еще раз какой-то памятный момент. Куда бы вы вернулись?

Д.С.: Место и время, куда бы я вернулся, это безапелляционно Алма-Ата 80-х. Именно Алма-Ата, а не Алматы. Потому что в этом городе прошли моя молодость и взросление, в этом городе находится лучший технический вуз страны, моя альма-матер, родной политех, мое золотое гнездо, где я оперился и откуда взлетел со своим «Дос-Мукасаном». Я бы вернулся в Берлин во времена расцвета ансамбля, чтобы еще раз ощутить ту атмосферу дружбы и единства молодежи всех стран мира, которая царила на фестивале. Хотел бы окунуться в счастливые минуты незабываемых встреч с популярнейшими артистами планеты. Наше совместное исполнение «Бэлла чао» на одной сцене со знаменитым Дином Ридом, незабываемые встречи со всемирно известным борцом за мир Анджелой Дэвис, лидером Организации освобождения Палестины Ясиром Арафатом и др. Особенно вспоминается наш концерт в городе Галле перед советскими солдатами и офицерами, служившими в Германии. В зале сидели представители всех национальностей, в том числе казахстанцы. Вы бы видели, как плачут наши солдаты, практически дети, и сквозь слезы пробивается их гордость за страну, тогда еще СССР. Я бы хотел вернуться в Токио 2000 года, где я представлял уже независимый Казахстан и выступал на крупном международном симпозиуме с докладом на английском языке перед ведущими учеными мира, в том числе перед нобелевскими лауреатами. Здесь была уже другая атмосфера, атмосфера дружбы и взаимопонимания ученых, несмотря на различные политические отношения и разногласия между государствами. В зале торжествовал дух сотрудничества и творчества без границ и вне политики.

Досым Сулеев
Пальто: Ushatava.

ELLE: Вернемся в 1965 год. Вы спортсмен-разрядник по настольному теннису, играете на баяне, саксофоне и кларнете, учитесь на повышенной стипендии в КазПТИ, по воспоминаниям друзей, всегда выглядите стильно (что в условиях советского дефицита было довольно сложно). Превосходство в сравнении с другими налицо. Через пару лет вы вместе с друзьями создадите «Дос-Мукасан», к которому вскоре придет всесоюзная слава. Вы же ни тогда, ни когда-либо после не позволите успехам вскружить вам голову. Расскажите, пожалуйста, что это за «противоядие» звездной болезни такое в вас? И как вы сохраняли эту «трезвость» на протяжении всей жизни? Что такое слава, если рассуждать о ней с рациональной точки зрения?

Д.С.: Слава одновременно и хороша, и опасна. Я всегда помнил основные постулаты «борьбы» с ней и следовал за ними. Первое. Никогда не надо забывать, что короля играет свита. Когда ты добиваешься успеха, тебя сразу окружают подхалимы, завистники и интриганы. И чем быстрее избавишься от них, тем позже «поедет крыша» от славы. А если ты сильный человек и хорошо держишь удар, то никогда. Второе. Если на тебя обрушился головокружительный успех, оставайся самим собой и продолжай работать, ведь славы легче добиться, чем ее сохранить. Третье. На любой ступени успеха или славы надо ощущать себя не на вершине, а на подступах к ней. Если в молодые годы юношеский максимализм не позволяет легко справляться со славой, то с возрастом человек должен отличать мнимые ценности от настоящих. Вот эти основные принципы, которых я жестко придерживался, признаюсь, иногда с трудом, помогли мне справиться с тяжелой ношей славы. Всегда старался собственный взлет сделать не финалом, а трамплином к следующему. Имею в виду, что я не остановился на успехах в искусстве, а пошел дальше в науку и добился новых успехов. А что касается остальных ребят, то, как говорится: «В семье не без…», и мы их быстро отрезвляли.

ELLE: Вы не любите говорить о своих сильных сторонах, но нам кажется, что это важно, потому что вы знаковая личность для нашего общества. Поэтому, пожалуйста, поделитесь. 

Д.С.: К тому же я стеснительный. Поэтому не буду рассказывать обо всех своих положительных качествах, иначе я буду не я. Лишь скажу, что основой любого успеха является чувство ответственности — и чем обостреннее, тем лучше. Еще надо помнить, что излишняя скромность тоже не есть хорошо.

ELLE: Не могу не спросить о ваших музыкальных кумирах, кто они? По-прежнему ли только Beatles, Rolling Stones и Pink Floyd?

Д.С.: Да, по-прежнему люблю и слушаю классиков нашего движения Битлов, Роллингов, Пинков, а из современных, конечно, уникального земляка Димаша.

Досым Сулеев
Пальто: Ushatava.

ELLE: Лирический вопрос: любовь для вас – это? Когда она настигла вас, как вы это поняли?

Д.С.: Любовь бывает разной — к еде, к родственникам, искусству и т.д.  А то, что вы имеете в виду, — это особая, главная и жизнепродолжающая любовь к противоположному полу. Это целый ряд сильных эмоциональных и психических состояний человека. А как она нечаянно нагрянула на меня? Учились вместе в аспирантуре в Москве, она мне нравилась, но говорили в основном о науке. Однажды она посетила Алма-Ату, где мы познакомились поближе, и, когда уже прощались в тамбуре поезда Алма-Ата – Москва, у меня, переполненного чувствами, вырвалось это священное слово «Люблю!». Это было на вершине славы, и до этого я никогда и никому из девушек не говорил этого трудновыдавливаемого слова, хотя, как вы понимаете, в то время проблем в выборе не было. Ну и  как результат — двое детей, шестеро внуков, три месяца назад дети справили золотую свадьбу. Все живы, здоровы и счастливы!

ELLE: Можете ли поделиться тремя принципами, которые служили ориентирами в вашей жизни?

Д.С.: Мое главное жизненное кредо — это быть, а не казаться! То есть быть самим собой. А принципы: не завидовать, не ревновать, прощать и быть скромным!

ELLE: А какой главный совет вы даете своим детям? 

Д.С.: Прежде всего, я старался бы им привить все лучшее, что есть у нашего народа, — чувства любви к детям, трепетного отношения к народным традициям, уважения к старшим, патриотизма и любви. Добиваться, чтобы в их семьях, в семьях детей, внуков и следующих поколений царствовал культ детей, и конечно же, посоветовал бы правильно воспринимать и развивать в себе мировые ценности человечества. Уделять самое главное внимание образованию и воспитанию своего продолжения.

ELLE: И напоследок, что бы вы пожелали молодежи, которая прочитает это интервью? 

Д.С.: Я был бы очень рад, если бы нынешняя молодежь на нашем примере выработала в себе такие качества, как целеустремленность, работоспособность, чувство дружбы и коллективизма, может, высокопарно прозвучит, но чувство патриотизма и любви к Родине. Кстати, для этого может послужить… художественный фильм «Дос-Мукасан», недавно вышедший на экраны. И меня удивило то, что он был очень хорошо принят не столько старшим поколением, сколько молодежью. Думаю, главная роль и миссия фильма как раз и заключается в воспитании молодежи.

Досым Сулеев
Пальто: Ushatava.

Интервью: Дана Ли
Фотограф & Арт-дирекшн: Темирлан Фарзалиев 
Стилист: Жанайдар Женисбеков
Ретушь: Полина Фарзалиева
Ассистент фотографа: Асет Ашикбаев, Павел Ястребов 
Студия: Tulpan Berlin Studio

Поделиться: