В летнем печатном номере ELLE Kazakhstan мы познакомились поближе с ведущей балериной Astana Opera Айгерим Бекетаевой, которая влюблена и нежно предана этому тонкому искусству.
ELLE: Тема этого номера ELLE – «Арт». Как вы в целом оцениваете состояние казахстанского искусства? За какими видами следите?
Айгерим: Казахстанское искусство за прошедшие десятилетия развилось до достаточно высокого уровня. Безусловно, есть много успешных творческих открытий. Стараюсь следить за новинками в кино и музыке. Например, меня очень впечатлил фильм «Томирис». Люблю картины, основанные на исторических событиях. Из дизайнеров мне нравятся национальные украшения Amina jewels, а из музыки близки по духу произведения ансамбля Turan.
ELLE: Что сейчас творится в нашем балете? На каком этапе развития, по-вашему, мы находимся?
Айгерим: Думаю, сейчас расцвет. Раньше у нас был только один ГАТОБ имени Абая и Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнева, в котором я и получила профессию. Вторым театром в стране, первым театром в столице и моим первым местом службы искусству был театр НТОБ им К. Байсеитовой. С тех пор, как мне кажется, наш балет перешел на новый уровень, продолжают открываться новые театры. Это, безусловно, радует, ведь у молодых артистов появляется больше возможностей для реализации.
ELLE: Не секрет, что зарплаты артистов балета в Казахстане, мягко говоря, не самые высокие. Несмотря на этот факт, молодые танцоры продолжают выбирать эту профессию. Почему, на ваш взгляд? Есть компенсация иного рода – творческая или эмоциональная?
Айгерим: Мы приходим в профессию, будучи детьми, а дети не знают выгоды. Вот и получается, что профессию выбираем по велению сердца. Не могу сказать, что артисты думают о компенсации в каком-либо роде. Быть на сцене, проживать эмоции той или иной партии, справляться с трудностями во время подготовки к спектаклю… И самое важное во всем этом – зритель. Все преодоления ради него. Но отмечу, что уже два года как государство выделяет пособие артистам балета, отслужившим в театре 20 лет. Фонд Первого Президента ежегодно выдает стипендию артистам, внесшим особый вклад в развитие искусства Казахстана. Бывает, приглашают на Гала-концерты или спектакли в другие театры. И все это оплачивается гонорарами.
ELLE: О чем переживают балерины? Какие у вас и ваших коллег случаются страхи и тревоги? С чем приходится сталкиваться и бороться в моральном плане?
Айгерим: Балерины много переживают. Чаще всего из-за здоровья ног, сложных па, удобства пуант и балетных туфель. Самое трепетное волнение возникает непосредственно перед первым выходом в спектакле. С ним наступает полное погружение в образ. Как говорили мои педагоги: «Пока волнуешься перед сценой, будешь расти как артист и профессионал». Видимо, еще расту.
ELLE: Кроме всей красоты и романтики балет – это серьезные физические и эмоциональные нагрузки. Как вы восстанавливаетесь?
Айгерим: Я эмоциональный человек, потому на сцене все проживаю по-настоящему. Мне необходимо на восстановление приблизительно три дня. Что касается физических нагрузок, то не всегда после спектаклей есть время восстановиться. Ведь спектакли в основном идут друг за другом. Но в этом я вижу приобретение силы и выносливости. Обычно, чтобы привести в порядок себя и свой организм, делаю ванночки для ног с различными травами или солью, наношу различного рода кремы и мази. Массаж и контрастный душ идут в обязательном порядке. Также из-за физических нагрузок, стресса и потоотделения вымываются микроэлементы. Поэтому для поддержания здоровья организма обязательно пью витамины и БАДы. А еще, конечно, мое исцеление – это хороший сон.
ELLE: С чего начать знакомство с казахстанским балетом простому обывателю? Как его правильно полюбить?
Айгерим: К счастью, в театре Astana Opera собраны самые лучшие постановки мирового уровня. Новичку следует начать с балета, несущего смысловую нагрузку. Я посоветовала бы такие спектакли, как «Собор Парижской Богоматери», «Коппелия», «Манон» и «Спартак», ну и конечно же, вечную классику «Лебединое Озеро» и «Щелкунчик». С волшебной музыкой Петра Чайковского полюбить балет не составит труда, ведь она трогает до глубины души. Да и вообще, балет без музыки – это всего лишь набор хореографических па.
ELLE: Каково это – рассказывать истории через танец? Какие есть нюансы?
Айгерим: О, это самое увлекательное в нашем ремесле! Все повествование мы доносим через пластику тела и жесты. Но все это может оказаться пустым, если не проживать эмоции и не передавать смысл через себя. Ценнее всего, когда зритель верит тебе, смеется и плачет вместе с тобой. И пусть это грозит опустошением и чувством изможденности, но это того стоит.
ELLE: Мы часто слышим фразу «танцевать образами». Что она значит и удается ли это делать вам?
Айгерим: Танцевать образами – это прекрасно. Не секрет, что балет очень сложный вид искусства. Но это самое «танцевать образами» дает мне силы и вдохновение. Благодаря образам можно примерить на себя разные характеры, судьбы и поступки. Есть еще выражение – «танцевать музыку». Счастье, что гении, создающие балет, всегда сопоставляют музыку и состояние души героя.
ELLE: А значение таланта решающее, чтобы стать примой?
Айгерим: Талант – это уникальность самовыражения. Не хорошая физическая данность, а больше творческая и душевная.
ELLE: На ваш взгляд, почему балет остался одним из самых важных видов искусства, учитывая диджитализацию и технологический прогресс?
Айгерим: Балет остается важным и востребованным видом искусства, потому что действие на сцене является живым, одухотворенным явлением. Поход в театр развивает духовность и эстетику. Это важный процесс и в век диджитализации.
ELLE: Данные или трудолюбие?
Айгерим: Одно не может быть без другого.
ELLE: Самый потрясающий балет, в котором вам доводилось выступить?
Айгерим: Самые потрясающие балеты, в которых мне посчастливилось перевоплощаться в главную героиню, являются драматическими. Это «Манон», «Собор Парижской Богоматери» и «Роден». Во всех трех балетах героиня проживает разные эмоциональные состояния. Но в балете «Роден» героиня Камилла попадает в лечебницу для душевнобольных. Благодаря тому факту, что Эйфман Б. Я. с особым трепетом и вниманием относится к выбору музыки, перевоплощение было особым удовольствием.
ELLE: А какое у вас отношение к сценическим нарядам? Есть ли любимый? И как происходит процесс выбора сценического наряда? Вы как-то участвуете в нем?
Айгерим: Нет. В основном костюмы, головные уборы и реквизиты создаются в нашем театре под чутким руководством балетмейстеров.
ELLE: Говорят, балеринам часто преподносят шикарные подарки. Что вы получали самое трогательное?
Айгерим: Ежегодно под Новый год я получаю в подарок фигурку Щелкунчика, интерпретация которого всегда меняется. А самый неожиданный и дорогой подарок, который я получала, – это подвеска с драгоценным камнем. Если говорить именно о трогательном – как-то одна маленькая девочка смастерила для меня красивейшее дерево. Она оставила на нем милую подпись: «Растите как дерево с крепкими корнями».
ELLE: Какую книгу прочесть, чтобы погрузиться в мир балета?
Айгерим: Могу посоветовать замечательную книгу «Балерины», которую написала Носова В.В. С ней можно сполна погрузиться в мир балета со всей его красотой.
ELLE: Над чем сейчас работаете?
Айгерим: Сейчас в Astana Opera идет постановочная работа по балету немецкого хореографа Раймондо Ребека – «Золушка». И я, естественно, целиком погружена в этот процесс.
ELLE: В чем смысл профессии?
Айгерим: Важная цель профессии – нести полезность и благо, к чему я и стремлюсь.
ELLE: Когда балет из ремесла превращается в искусство?
Айгерим: В зале на ежедневном уроке классического танца и во время репетиций к спектаклю – это ремесло, а каждый выход на сцену – это искусство.
ELLE: Закончите фразу: «Быть танцором балета – это…»
Айгерим: …это счастье!
Интервью: Виолетта Тельманова
Фото: Мирас Баянов
Макияж: Зарина Аймуханова
Прически: Ажар Хасенова