эмоциональное обслуживание

Невидимый и неосязаемый труд, за который тебе не заплатят, но можешь заплатить ты.

Что означает термин «эмоциональное обслуживание»?

Эмоциональный труд (обслуживание) — это способы обеспечить эмоциональный баланс других людей за счет подавления собственных чувств.

Изначально этот термин был применим к людям, которые работают в сфере обслуживания. По ряду некоторых исследований клиенты (покупатели/гости) с большей вероятностью вернутся в заведение/магазин, если получат удовлетворение за счет улыбок и вежливости персонала. Мы понимаем, что официанты, продавцы и бортпроводники помимо умственного и физического труда испытывают (а точнее подавляют) эмоции, иногда даже негативные. Главное, чтобы клиенты были довольны.

Примерно то же самое делаешь и ты, когда пытаешься подбодрить своего партнера или друга в противовес собственным чувствам. Если у него был плохой день, ты не станешь рассказывать о своих неудачах на работе или больном дедушке, чтобы не вешать на него еще больше груза. А ведь ты тоже живой человек, тебе тоже нужно высказаться.

Родственники, которые вечно поучают, не услышат от тебя и грубого слова, хотя тебе их нотации порядком надоели.

Психологи утверждают, что такое поведение развивалось с детства у «удобных» детей. Зачем обижать человека, если его можно выслушать, даже если тебе совершенно этого не хочется. Это желание не обидеть и угодить другому пагубно сказывается на твоем собственном эмоциональном фоне. Если вовремя не остановиться, можно выгореть.

В чем же разница между эмоциональным трудом и вежливостью?

Разница в том, что за эмоциональным трудом стоит насилие над собой. Чтобы совершать вежливые и заботливые поступки не обязательно идти «против себя», можно делать это с удовольствием.

В жизнь каждый человек испытывает трудности, непонимание и те самые «плохие дни». И ты можешь слушать партнера/родственника/друга, помогать ему советом и быть честным и с ним, и с самими собой. Но если это игра в одни ворота, и ты не можешь обратиться к нему в минуты отчаяния, спроси себя: «Зачем нужны такие отношения?».

Можно ли побороть эту «привычку»?

Полностью избавиться от эмоционального обслуживания получится вряд ли. Но есть и хорошие новости — ты можешь сделать это чуть более комфортным для себя.

Научись прислушиваться к себе

Когда в следующий раз надоедливый родственник на юбилее мамы станет указывать тебе, как жить — просто встань и уйди. Научись чаще анализировать свои чувства и искать их источники. Очень важно уделять своим эмоциям внимание, тогда и другие научатся их уважать.

Научись отстаивать свои границы

Одно дело слушать себя и совершенно другое научить этому посторонних людей. Конечно, ты столкнешься с недопониманием, но путем конфронтации с миром ты сможешь выстроить доверительные, здоровые отношения. Поверь!

Выучи слово «нет»

Волшебное слово, которое сделает твою жизнь лучше. Не бойся говорить его тогда, когда чувствуешь, что НЕ хочешь делать/говорить/видеться. Не трать время на объяснения, твоего «не хочу» вполне достаточно.

Прими последствия

Как мы уже сказали, не всем понравишься «новая ты». Будь к этому готова. Но плюс в том, что все «ненужные» тебе связи отвалятся, а рядом останутся только те, кто действительно любит и принимает тебя. В этом кроется истинное счастье.


Фото: Pexels/Unsplash

Поделиться: