Интервью: Ляззат Сергазы

Мы познакомились с Германом на вечеринке у общей знакомой, оказавшись за одним столом. Пожимая ему руку, я не сразу узнала в нем звездного фотографа и друга Натальи Водяновой, Китти Спенсер и еще пары-тройки десятков знаменитостей из А-листа. Возможно, дело в его обезоруживающей простоте общения. Прибавьте его сверхспособность ловить уникальные кадры, – и получите фотографа, которого хотят все.

В интервью ELLE Kazakhstan Герман поведал о том, какой путь проделал из Семея до Met Gala, о любимых звездных свадьбах, и о том, что на самом деле есть искусство.

О детстве в Семее и молодости в Милане

Если две точки во времени сомкнуть вместе, то получается красочное описание: из Семея попал на Met Gala (ежегодное мероприятие по сбору средств для Института костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке – прим.ред.). Это, конечно, звучит эффектно, но на деле жизненный путь у каждого длинный и состоит из многочисленных этапов. Я родился в Семипалатинске и жил там до тринадцати лет. Потом я поступил в университет в России, где отучился один курс, после чего мы с моим партнером Васей поехали учиться коммуникациям и маркетингу в области моды и люкса. Мы бросили университет и поступили в Bocconi – престижный университет в Милане.

Милан был спонтанным решением. Я мечтал учиться в Лондоне или Нью-Йорке, но оказались мы в Италии. Моя подруга, приютившая нас на первое время, сказала нам: «Ребят, оставьте эту вашу московскую спесь, вам надо научиться жить дольче вита». Я подумал: «Господи, какая дольче вита?!» Но уже через пару лет я был поглощен этой сладкой жизнью. Я уже не мог воспринимать ни Лондон, ни Париж. Где вкусный кофе? Прекрасные круассаны, булочки, бриоши? А где же паста, солнце и улыбающиеся итальянцы, которые на все говорят: «Как-нибудь справимся!»? К этому привыкаешь. После Милана Париж показался снобским, невкусным и отчасти даже непригодным для жизни. Италия абсолютно завоевала мое сердце. Поэтому мой путь от Семипалатинска до Милана длился лет 15. Он был долгим и лежал через Москву и Париж.

О том, как пришел к фотографии

Фотографии я научился в Москве, хотя увлекался ей с самого детства. Первую камеру подарил мне папа. Он тогда жил заграницей и спрашивал, что привезти, – я попросил полароид. Мне было тогда девять лет. С тех пор фотография стала моим хобби. Именно в Москве я познакомился с клубной фотографией, когда мои друзья и коллеги-фотографы, Тимофей Колесников, например, снимали в клубах на Leica. Это давало очень яркую свежую картинку в стиле Терри Ричардсона. 

Но когда я писал колонки, мне казалось, что не хватает иллюстраций. Даже когда я сдавал текст, меня просили фотографии людей, про которых я писал. Часто в фотобанке их не было. Я расстраивался, потому что мне хотелось писать о тех, кто мне нравился, а не о тех, кто числился в фотобанках. И вот как-то я пришел к фотографу и сказал, что мне нужна простая камера. Я взял маленькую Leica со вспышкой и сам начал снимать черно-белые портреты тех, кто мне был нужен. Через полгода я вообще перестал что-либо писать. Я полностью сосредоточился на фотографии. Мне стало дико интересно снимать людей. Не знаю, как у меня получалось в начале. Думаю, что не очень, потому что я никогда не учился. Но людям нравилось. Они показывали мне мои удачные снимки и просили сделать еще. Так я и отточил свой стиль. 

Я всегда любил наблюдать за обществом, причем не в контексте гламурной или контентной фотографии для Инстаграма. Я об Инстаграме и не думал тогда. Мне хотелось показать людям, как они выглядят, когда собираются вместе – будь то гала-ужин, афтепати Каннского кинофестиваля или вечеринка после модного показа. Люди видели лишь официальные снимки с красной дорожки, а дальше двери были закрыты. Что там творилось – никто не знал. Я же хотел быть тем фотографом, который мог показать изнанку светского общества через живые импровизированные кадры в моменте. Фотография – это искусство, отражающее виденье фотографа. Как ты видишь – так и снимаешь. Так, одну и ту же вещь 10 фотографов снимет 10-ю разными способами. 

Так, одну и ту же вещь 10 фотографов снимет 10-ю разными способами. 

О нише, которую открыл 

Я не так давно занимаюсь фотографией. Всего лет 8 профессионально – с тех пор, как это стало моей работой, как появилась команда. Я очень долго впитывал то, что происходит в мире. Чтобы сделать что-то интересное, важно понимать, что творится вокруг. Ты не можешь жить в какой-то иллюзии и потом сотворить нечто, что нужно всем. У меня на тот момент случился крик души, потому что не хватало именно легких и быстрых кадров, которые хорошо лягут в инстаграмную ленту. Но я понял, как – с помощью маленькой Leica Q, на которую я снимаю по сей день.

Такая картинка идеальна для соцсетей, для экранов смартфонов. Люди были вынуждены снимать на телефон – выходило коряво, либо брали снимки с фотобанков с водными знаками. Те тоже нередко получаются неудачными, так как у таких фотографов одна задача – отснять и отойти. Они не думают о том, чтобы сфотографировать тебя так, как ты этого хочешь, чтобы получить на выходе лучшую версию себя. Об этом думаю я, когда снимаю на мероприятиях: ага, вот этот кадр они должны завтра выставить в Инстаграм.

Люди были вынуждены снимать на телефон – выходило коряво, либо брали снимки с фотобанков с водными знаками.

Это была настолько очевидная ниша, что многие последовали моему примеру и сейчас пытаются делать то же, что и я. И эта ниша на самом деле огромная, потому что каждому нужны хорошие фото с мероприятий. Даже Дженнифер Лопес, придя на награждение, хочет выглядеть идеально. 

О звездных свадьбах

Хоть я и никогда не называл себя свадебным фотографом, но свадьба — это тоже вечеринка. Люди, которых я снимаю на показах и кинофестивалях, женятся, и их свадьбы в каком-то роде светские мероприятия. И они хотят не просто свадебного фотографа, а того, кто умеет снимать людей. 

В отличие от тех же фэшн-мероприятий, где можно позволить себе немного расслабиться, на свадьбе нужно постоянно быть в моменте: знать, кто с кем дружит, кого и с кем нужно снимать, а кого – нет, что происходит каждую секунду. В общем, сечь поляну (смеется). Поэтому я предпочитаю фотографировать людей, которых я уже знаю. Я никогда не соглашаюсь на анонимных клиентов. Я должен сначала влюбиться в людей, которых снимаю. Например, с Николой и Бруклином (Бекхэмами – прим.ред.) мы познакомились на показе Valentino в прошлом году. Я уже знал про их грядущую свадьбу и предложил ее заснять. Никола сказала, что они подумают, и через 2 месяца они согласились. 

Мне трудно выделить любимую свадьбу, все они по-своему дороги мне. Например, мне очень запомнилась свадьба моей подруги и музы Китти Спенсер (племянница принцессы Дианы – прим.ред.), потому что все прошло невероятно красиво и трогательно. Было немного гостей, и невеста выглядела потрясающе.

Я никогда не соглашаюсь на анонимных клиентов. Я должен сначала влюбиться в людей, которых снимаю.

Конечно, веселую свадьбу провела Пэрис Хилтон в Лос-Анджелесе, но она вышла более коммерческой. Там было много фотографов, и ее транслировали по телевидению. Еще этим летом в Портофино женились мои друзья Фрида Аасен (норвежская модель, ангел Victoria’s Secret – прим.ред.) и Томми Чиабра (итальянский миллиардер – прим.ред.).

У них тоже была достаточно маленькая свадьба на 150 человек, но она облетела Интернет. Каждый раз это новая история, в которую ты всецело погружаешься, и я благодарю за то, что мне дают «пожить» в этой мечте, в идеальном мире. Мой совет всем тем, кто планирует свадьбу: важно думать не только о своих мечтах, но и о том, что комфортно вашим гостям. Когда люди заботятся о других – это всегда видно. 

О том, каково это – снимать свадьбу Бруклина Бекхэма и Николы Пельтц

Никола наняла 4 команды фотографов и видеографов. В первый день был приветственный ужин, где в американской команде было 8 фотографов. Мы с Дарреном (фотограф Даррен Герриш – прим.ред.) расстроились, так как бесконечные вспышки портят атмосферу интимного праздника. Но на следующий день нас убедили, что из фотографов будем только мы с Дарреном. Было сложно из-за ограничений с охраны и рекомендаций публициста Николы. Например, нельзя было снимать в доме, где проходили церемония и ужин. Но при этом самые сокровенные моменты случались дома, где была семья. Кстати, основные кадры, разлетевшиеся в прессе, не случились бы, если бы я слушал что можно, а что нельзя. Их бы просто не было. Я не послушался и правильно сделал, потому что есть моменты, которые никогда не повторятся. Второго шанса может не быть. Поэтому нужно снимать много и быть внимательным к тому, что происходит вокруг тебя. 

На этой свадьбе я делал то же, что и на других: все внимание сосредоточил на молодоженах и не упускал их из-под «прицела» ни на секунду. Свадьба прошла прекрасно. Второй день был долгим: ужин, выступления, речи, афтепати. На третий день мы сходили на бранч, и я уже собирался улетать, как тут получаю звонок от публициста Николы. Незадолго до этого я отправил ей ссылку с фотографиями. Она поблагодарила меня за снимки и говорит: семья Николы бы очень хотела с вами встретиться, чтобы отобрать фото для прессы. А у меня рейс через 2 часа, я уже на тот момент сдал багаж. Но в итоге я все-таки приехал к ним в поместье. Они встретили меня у порога и начали восклицать: «Боже, Герман, ты гений!».

Оказалось, им настолько понравились мои кадры, что они выкинули остальные и решили выбрать десять моих фотографий для прессы. Там были только paparazzi shots. И уже на следующий день вышли официальные фотографии в британском Vogue. Все внимание было на тот момент приковано к Бруклину и Николе, причем реакции были разными. Свадьба была красивой, но, чтобы показать то, что хотели именно молодожены, сыграли на руку мои упорство и талант.

Все внимание было на тот момент приковано к Бруклину и Николе, причем реакции были разными.

Мне было дико приятно, так как мне удалось нащупать ожидания моего клиента и оправдать их на 110 процентов. Ко мне поступало много вопросов, но так как я всегда подписываю NDA (non-disclosure agreement – cоглашение о неразглашении – прим.ред.), то не могу давать комментарии по поводу свадьбы и молодоженов, и, собственно, не хочу этого делать. Это была моя далеко не первая звездная свадьба. Я снимал свадьбу Пэрис Хилтон, Китти Спенсер, Эли Сааба младшего (сына дизайнера Elie Saab – прим.ред.), Даши Жуковой, регистрацию Наташи Водяновой и много других, о которых не могу рассказывать. 

О Met Gala

Met Gala – это большая встряска. Я был там дважды. В этом году я работал с Наоми Кэмпбелл и брендом Burberry. На гала-ужине царит анти-интимная атмосфера. Люди по-прежнему сидят за столами по 10 человек, но при этом никто никого не знает. Они пришли с совершенно с другими мыслями, чтобы покрасоваться своими нарядами и наработать нужные связи. Получается странная картинка. С одной стороны, люди должны быть расслаблеными и мило общаться, но ведут они себя совершенно по-другому, и за этим интересно наблюдать.

Смысл ужина Met Gala в том, что там только знаменитости. Остальные остаются за дверьми: публицисты, пиарщики, представители брендов. И ты видишь звезд, живущих обычной жизнью в совершенно необычных нарядах. Как, например, в каких-нибудь платьях-люстрах они красят губы в туалете или как Ким Кардашьян принесли стоячий стул из-за ее нашумевшего платья, в котором она не могла сидеть. Кстати, теперь на Met Gala есть специальные стоячие стульчики для тех, кому костюм не позволяет сесть.

И ты видишь звезд, живущих обычной жизнью в совершенно необычных нарядах. Как, например, в каких-нибудь платьях-люстрах они красят губы в туалете или как Ким Кардашьян принесли стоячий стул из-за ее нашумевшего платья, в котором она не могла сидеть.

Есть такой фотограф Дэниел Арнолд. Он – моя путеводная звезда в мире стрит-фотографии, который видит вещи такими, какие они есть. Арнолд снимает на пленку улицы Нью-Йорка и последние несколько лет его приглашают снимать Met Gala. Ему все равно, бомжи это или звезды мирового масштаба, он всех снимает одинаково. Я это называю reality check (сверка с реальностью – англ.). Дэниел не делает гламурных работ. Но раз в год он приходит фотографировать этот самый ужин, делая знаменитые кадры за кулисами и в туалетах. Когда я пять лет назад увидел его работы впервые, они дали мне большую надежду, так как совпали с моим видением. В то время в Европе было тяжело продвинуть этот стиль в большие издания, потому что те хотели более глянцевую отполированную картинку. Когда я сдавал репортажные работы, редакторы выкидывали самые интересные кадры и выбирали только гламурные портреты звезд. Но именно работы Дэниела на Met Gala были абсолютно без купюр, без редактирования – как документы о происходящем. Ты можешь посмотреть это и через сто лет. И я хочу, чтобы по моим фотографиям можно было изучать прошлое. Все, что снято на пленку – это документ, поскольку фиксирует то, что в этот момент случилось. Иногда я просматриваю снимки с безумной вечеринки и сам не понимаю, что на них происходит. Приходится спрашивать у друзей, но они тоже часто затрудняются ответить. В этом прелесть фотографии – каждый видит ее по-своему и делает свои выводы. 

О самой необычной съемке в Саудовской Аравии

Три года назад ко мне обратился организатор, который делает большие шоу в Париже, с предложением снять чисто женскую свадьбу на 700 гостей. Это была свадьба принцессы Саудовской Аравии. На тот момент страна не была такой открытой и либеральной, какой хочет казаться сейчас. Было крайне сложно получить туда визу. 

Это было в июле в Париже. Организатор представил меня принцессе, ее сестрам и матери. Они уже отлично знали меня и сказали: мы хотим нанять тебя! Когда я оказался в Саудовской Аравии в декабре, то понял, что там везде только женщины, даже в охране. Дизайнером выступила Мария Грация Кьюри (креативный директор Dior – прим.ред.) с полностью женской командой. Мужчины же появились в процессии на 20 минут, как джедаи в своих накидках. Отец невесты (король Саудовской Аравии) взошел на сцену, отвесил поклон, и вся процессия покинула свадьбу. После началось женское веселье, которое длилось до 9 утра.

Я и мой ассистент были единственными мужчинами. Когда я пришел в смокинге с бабочкой, на меня смотрели как на инопланетянина. Все очень смущались. Как и положено ортодоксальным мусульманкам, гостьи закрывали лица платком у лица (яшмагом). Меня предупредили, что если при взгляде на тебя женщина закрывает платок, значит ее не надо фотографировать: она этого не хочет или не готова. Конечно, мне было тяжело, так как я не понимал, что я там делаю. Но меня пригласили снимать принцессу, и она была абсолютно открыта для съемки. Удивительно, что в итоге сработало все.

Меня предупредили, что если при взгляде на тебя женщина закрывает платок, значит ее не надо фотографировать: она этого не хочет или не готова.

Я начал фотографировать сестер принцессы, с которыми я уже успел подружиться до этого. И они сказали: «Подожди, когда король уйдет, ты начнешь нас снимать, и вот увидишь – все подтянутся». Так и случилось! Гостьи увидели вспышки, и через 10 минут ко мне уже выстроилась очередь из женщин. Съемка длилась часа два, пока я не переснял всех.

Кстати, в Саудовской Аравии все очень изменилось после этого. Уже на следующий год женщинам разрешили водить машину и работать. Мы застали старую систему, но это было очень интересный и уникальный опыт. Кстати, скоро вторая сестра выходит замуж и я, видимо, вернусь.

О вдохновении и книге, с которой все началось

На меня очень повлияли работы двух людей. Это Марио Тестино, с которым меня часто сравнивают, и моя подруга Эллен фон Унверт. Нам довелось поработать вместе с Марио, я всегда был фанатом его работ. Он всегда показывает лучшую версию людей. То же люди говорят мне о моей работе. Часто фотограф видит людей такими, какими они сами себя не могут увидеть. Марио – абсолютный пример того, как нужно видеть людей и как относиться к своим моделям. Эллен тоже важный человек для меня. Она постоянно публикует мои работы в своем Инстаграме и вообще гордится моими успехами. Это фотограф-легенда, сама добившаяся успеха. Обычно никто из фотографов не выставляет у себя снимки коллег, так что это большая поддержка. Эллен не любит пускать людей на свои сеты, но я бывал у нее пару раз, дарил ей разные аксессуары для камеры – нас связывает похожее видение. 

И, пожалуй, главное что повлияло на меня – это книга People, которую мне подарили в первый год жизни в Милане. На ее обложке Памела Андерсон и Дэвид Лашапель сидят в машине. Просто вау! Когда у меня появилась эта книга, я подумал: ого, я тоже так хочу. Неужели можно так фотографировать? Кстати, недавно мой друг подарил мне оригинальный принт этой фотографии с обложки, она висит у меня дома. С People и началась вся история. Я даже когда читал мастер-классы, то приносил книгу с собой и говорил о том, насколько важно визуализировать то, что ты хочешь делать. Я всегда думал, что этому нужно долго учиться. У меня нет таланта – можно просто взять черную лейку и пощелкать людей на вечеринке. Это оказалось так просто, и это и есть искусство.


Фото предоставлены Германом Ларкиным

Поделиться: