Психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова рассказывает о том, почему человек готов сдаться в «сладкий плен»?
Трудно встретить человека, который не знает, что такое сладкое и уж тем более не пробовал его на вкус. Какую роль играет сахар в нашей жизни и почему люди впадают в зависимость? Ответ в эволюционном механизме человеческого выживания.
Почему же людям так нравится вкус сладкого?
Интерес к сладкому заложен в нас генетически по определенным инстинктивно-рефлекторным паттернам и закономерностям. Ребенка не нужно учить сладкому, он уже к нему готов и будет получать его из материнского молока.
Ведь глюкоза в молоке несет в себе стратегическое значение: психологическое (узы привязанности, снижение тревоги и стресса), гормональное (окситоцин, холецистокинин, пролактин) и биохимическое (анестетик, обезболивающее, болеутоляющее). Также вкус молока будет меняться в зависимости от питания матери, так ребенок будет знакомиться с другими оттенками пищи, что впоследствии подготовит его к самостоятельному прикорму и снизит порог аллергенности.
След сахара в эволюции сладкоежки может иметь несколько причин:
- Раннее отлучение от матери или ее утрата. Как следствие — поиск компенсации ее в виде пробы всего на вкус с остановкой на сладком, так как острое или горькое инстинктивно вызывает опасность.
- Самостоятельный акт самообслуживания. В силу малого возраста и несостоятельности добычи мяса, ребенок сам мог довольствоваться ягодами и корешками. Добыча ягод малозатратное и посильное ребенку занятие, в отличие от охоты.
Так как в природном механизме все циклично, то и детство проходит. В норме у подрастающего индивида потребность в сахаре как пище и посильному труду заканчивается с циклом костного роста и гормональных изменений. С каждым годом, совершенствуя мастерство охоты, добыча мяса покрывала потребности в насыщении, и сладкое больше не являлось приоритетной пищей, а скорее надобностью в ферментах, которые содержатся в сладких ягодах и фруктах.
Если потребность или зависимость не утрачивается у взрослого человека, то мы имеем дело с биохимическими, гормональными и психологическими причинами.
Биохимическая причина:
По факту, основная потребность в питании (выживании) — это калории. Совершенно неважно, что вы едите, главное — помещаетесь в рамки своего КБЖУ. Человек, испытывая сильное чувство голода, на самом деле преследует сытость, и чаще всего это просто жир, и он может быть не сладким. Вот почему диетологи ратуют против перекусов, которые провоцируют скачки инсулина (мнимой сытости, которая провоцирует переедание).
Сахар является простым углеводом, который быстро притупляет чувство голода и легко накапливается в виде жировых запасов. Эти свойства сладкого помогали древним людям выживать. Сахар давал ощущение эмоционального подъема, улучшая готовность к опасностям и холодам. Лишний вес спасал от переохлаждения, особенно в ледниковый период, и обеспечивал запасы энергии на случай, если вкусных или сытных калорий не предвидится.
Природная ловушка в том, что мозг во время голода боится умереть и стремится максимально быстро утолить эту потребность быстрым углеводом. Как только съедите порцию сложных углеводов, клетчатки и белка, то сладкого уже не захочется.
Гормональная причина:
У любителей сладкого за спиной генетическая и расовая предрасположенность. Причина кроется в гене TAS1R3, отвечающем за норму сахара, которую человек считает для себя приемлемой. К сладкому миру больше всего пристрастны европейцы. Азиаты и африканцы менее подвержены сладкому плену.
Разница в восприятии и надобности сладкого исходит из территориальной местности и ее возможности. Так, например, в северных широтах практически не было продуктов сладких на вкус, в отличие от жарких стран, где сладкие фрукты росли повсюду.
Психологическая причина:
При нарушении контакта с собой, человек не способен распознать истинное желание в «сладкой жизни». Потребность подсластить уходит корнями во взаимоотношения с родителями. Часто именно из-за эмоциональной недолюбленности или жестокости родителя ребенок стремится к компенсации сладким. Срабатывают гормональные и биохимические реакции на сахар, и человеку становится чуточку спокойнее. Но действие сахара короткое, и потребность в допинге усиливается, так рождается зависимость. Сладким человек глушит эмоциональную боль, собственные потребности и незакрытые гештальты.
Сахар лишь притупляет истинные желания и потребности, маскируя бездействие и бессилие.
Как видите, сахар и неизлечимая зависимость — разные понятия. И вполне себе сахар подлежит коррекции и модификации, являясь продуктом вкусовых издержек и пристрастий. Отсюда следует важный фактор о том, что та еда, которая потребляется по умолчанию и принята в кругу семьи, войдет в привычку, а значит, каждый может создать свою формулу здорового питания.
Сахар, как один из цветов в палитре красок вкусов, имеет место быть, ведь жизнь и прекрасна в своем разнообразии. Исключение сахара из рациона в виде свежих/дефростированных/ферментированных ягод или фруктов, для здорового человека — большая ошибка. Ведь демонизация сахаров — это уже про психологическое отклонение.
Также важно принимать во внимание, что в ледниковом периоде не существовало тортов и пирожных. Это продукт человеческих вкусовых притязаний, эволюция сахарного искусства. Отношение к сладкому и должно оставаться на фазе искусства: либо просто любоваться, либо поддаваться искушению с умом, отдавая предпочтение только качественным продуктам.
Но если сахар — это единственное, что создает вам настроение, то пришло время пересмотреть не только свой рацион, но и то, из чего состоит ваша жизнь. Ведь ни одна конфетка не решит отсутствие реализации, близости, сексуальной удовлетворенности, эмоциональной зрелости и здоровой конкуренции.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог – @mvp_psychology
Фото: Unsplash/Tim Mossholder