Независимый автор ELLE Kazakhstan Алтынай Бельбаева рассуждает о влиянии женской роли в современном кинематографе и о том, как это сказывается на жизни в целом.
За последнее столетие мир кино не единожды подстраивался под новые реалии. Если раньше каждая девочка мечтала, чтобы прекрасный принц на белом коне спас ее из когтей злого дракона (в нашем случае от всех жизненных неурядиц и проблем), то как обстоят дела с «хэппи-эндом» сегодня? Давайте поразмышляем об этом.
Как было раньше?
Феномен хэппи-энда стал особенно популярен в Голливуде в середине двадцатого века. Это вполне объяснимо, ведь тогда люди наиболее всего были подвержены депрессии, переживали потери близких, восстанавливались после страшных событий войны и думали о выживании. Поход в кино являлся прекрасной возможностью на время сбежать от реальности, а счастливый конец дарил лучи надежды, что и в твоей жизни все будет хорошо.
Но мир с того момента совершенно изменился, как и роль женщины в целом. Сегодня прекрасная половина населения открывает успешный бизнес, строит карьеру, зарабатывает большие деньги и создает успешные корпорации наравне с любым мужчиной. Но правда ли, что даже будучи независимой и самодостаточной, в глубине души каждая девушка до сих пор хочет быть спасена героем из сказки?
В сериале «Секс в большом городе» героиня Кэрри Брэдшоу рассуждает на тему сказок и дает свое предположение: «если бы принц так и не пришел спасти спящую красавицу, проспала бы она так всю жизнь? Или бы проснулась, выбросила заколдованное яблоко, переехала жить в большой город и нашла хорошую работу». В жизни, скорее всего, так бы поступила любая красавица. Если американские женщины стали понимать это еще в конце 90-х, то в странах СНГ такое умозаключение пришло относительно недавно.
Неужели счастливый конец – это самообман?
Сердца миллионов женщин покорил фильм «Красотка». История Вивьен, которая в конце получает богатого красавчика, вдохновила огромное количество сценаристов и режиссеров на создание последующих ромкомов. Но мало кто знает, что изначально фильм имел драматический характер и по первоначальному сюжету в конце фильма Эдвард (Ричард Гир) выбрасывал Вивьен (Джулию Робертс) из своего лимузина, бросал в нее те самые $3000 и уезжал в другом направлении. Если бы сценарий не переписали, имел бы фильм такой успех? Ведь вместо привычного счастливого конца, зрители столкнулись бы с жестоким сценарием жизни. Это могло навсегда развеять надежды, что если даже проститутка из Беверли Хилз смогла урвать принца, чем все остальные хуже?
Что изменилось?
В 2019 году вышел сериала «Сэндинтон», основанный на незаконченном романе Джейн Остин. История завершилась совершенно не в стиле главной романистки XIX века. Главные герои будут вынуждены разлучиться из-за возникших обстоятельств. И, конечно же, все зрители ожидали продолжения истории со счастливым концом. Но сериал был закрыт по причине малых кассовых сборов, что в свою очередь разочаровала всех поклонников Остин. Но может это не случайно? Может закрытие этого сериала сделало нам большое одолжение и подарило нам оправданную реальность? Ведь в жизни не каждая история любви заканчивается словами: «и жили они долго и счастливо».
На наших глазах появлялись героини, которые сами устанавливали правила игры и вместе с этим меняли сознание всех вокруг. Невозможно пройти мимо такого фильма, как «Улыбка Мона Лизы», где новая учительница в женском колледже через искусство и собственную философию показывает своим студенткам, что жизнь состоит не только из удачного брака и идеально выглаженных рубашек. Помимо этого, очень важно не забывать о себе, о своих правах и свободе выбора, ведь каждая женщина – личность, которая сама вольна выбирать свое будущее. И хотя главной героине придется столкнуться с большим сопротивлением со стороны руководства и преподавательского состава, в конце концов ее влияние изменит судьбы учениц. Это очень смелый шаг, идти против укорененных веками патриархальных взглядов на роль женщины в обществе.
Где же тогда правда?
Если говорить о французском кино, то их сюжеты в большинстве случаев максимально приближены к повседневной реальности. Далеко не все романтические комедии заканчиваются навязчивым счастливым концом, что добавляет долю драмы и правдивости любой истории. Так, например, в фильме «Мадам», где по сюжету прислуга богатой семьи была по случайности приглашена на званный обед и своим необычным обаянием влюбила в себя весьма обеспеченного аристократа. Будь это Американский фильм, то несмотря на вранье и притворство, в конечном итоге, тот самый влюбленный дворянин простил бы ее и даже сделал предложение.
Однако французский режиссер принял решение оставить ее одну, да еще и лишить работы за все свои ухищрения. Единственное чего они не смогли у нее отнять, так это силу воли, с которой она пойдет в конце фильма в свою новую жизнь. Никто не сможет сказать наверняка, как бы случилось, будь это история реальна. Такой поворот событий не подарит тебе наигранного ощущение счастья, но при этом оставит послевкусие полного энтузиазма, что у тебя всегда есть ты сама и этого достаточно.
Что же дальше?
Сказки поменялись, женщинам больше не нужен принц, а нужно хорошее образование, партнерские отношения, возможность работать бок о бок с мужчинами на любых должностях и при этом получать не меньше. Даже мультфильмы Disney прошли свою ревизию и сегодня студия снимает такие истории, как «Моана» или «Холодное сердце», где жизнь главной героини не обретает смысл после появления мужчины, она берет дело в свои руки и спасает погибающий мир самостоятельно.
Значит ли это, что понятие «хэппи-энда» потеряло свою актуальность? Или может сейчас люди живут в эпоху нового понимания женского счастливого конца? Лучший вариант ответа – это, что каждая женщина способна придумать свою сказку и больше не обязательно ждать помощи, ты можешь спасти себя сама.
Автор: Алтынай Бельбаева
Фото: Kinopoisk/ Кадр из сериала «Секс в большом городе»/ Кадр из кинофильма «Красотка»/ Кадр из сериала «Сэндинтон»/ Кадр из кинофильма «Улыбка Моны Лизы»/ Кадр из кинофильма «Мадам»/ Кадр из мультфильма «Холодное сердце»