Психический инфантилизм.
«Все мы родом из детства» — наверняка каждый хотя бы раз слышал это выражение. И действительно, все, что мы демонстрируем сейчас, имело отправную точку. Сегодня я продолжу тему: «Не апельсинка от осинки, или как инфантильный родитель влияет на психику ребенка», но и подыму другую сторону медали, некий причинно-следственный результат детского поведения — и это психический инфантилизм. Кроме того, рассмотрим, какие существуют виды психического инфантилизма у детей, причины и стадии развития, а также диагностику и лечение.
Немного о главном: что такое психический инфантилизм?
Наверное, сегодня наконец-то многие выдохнут и перестанут искать ответ на вопрос: «Почему его ребенок болеет или отличается от других?» — в гадалках, прошлых жизнях, самобичевании или перекладывании ответственности, так как будут знать дифференциацию органического поражения от последствий стиля воспитания. Также этот материал будет полезен психологам и психотерапевтам, которые не знают, почему никак не получается выйти в норму, перебрав все свои знания и уже задумываясь о своей профессиональной пригодности.
Итак, психический инфантилизм — это задержка темпов эмоционально-волевого развития личности, возрастное несоответствие в поведении с длительно сохраняющимися детскими чертами. В обыденной жизни инфантильными считают детей, которые отличаются от сверстников наивностью и неприспособленностью к социально-бытовой жизни.
Вопросом инфантильности занимались разные умы — от лекарей и философов до поэтов. Впервые в научной литературе термин “infantilis” («детский») появился в 30-40-е годы XIX века, где поднимался вопрос об органическом происхождении инфантилизма. Считалось, что инфантилизм — это патология щитовидной железы, а также последствия инфекции и тяжелой интоксикации (в этом есть цимес и сегодня). В XX веке ко всему прочему добавилось и психическое заболевание, которое стремились соотнести к проявлениям шизофрении, затяжного психоза, истерии, возрастной деменции.
Современные клиницисты едины во мнении, что инфантильное расстройство личности не приравнивается к задержке умственного развития, так как инфантильные дети способны прекрасно справиться с фазовой речью, обучаться письму, арифметике, способны формулировать мысли и идеи. Другой вопрос, как именно это происходит, с какой интеллектуальной нагрузкой, в какой динамике — в срок или с задержкой. Так у детей с инфантилизмом есть ряд сложностей, таких как: сложность в социализации, отставание в развитии на 1-2 года от сверстников, затрудненное общение с детьми и учителями, беспомощность и несамостоятельность у одних вызывает желание снизить планку, у других — стать поводом для насмешек.
Виды психического инфантилизма у детей
Существует 3 вида (группы) патологии:
- Истинный (органический тип) — наиболее сложная форма психического инфантилизма, которая развивается на фоне врожденных или приобретенных заболеваний внутриутробно или в младенчестве. Типичные диагнозы для этой категории детей: СДВ, СДВГ, ЗРР, ОНР, мозговая дисфункция, а также присутствуют тики, бруксизм, заикания, энурез, энкопрез, невысокий рост, неуклюжесть, постоянные проблемы с ЖКТ, аллергии, болезни кожи, сосудов и органов дыхания (в особенности постоянный насморк). У таких детей страдает волевое начало, задержка развития лобных участков головного мозга. Как правило, у ребенка задерживается формирование социальных норм, поведения и общения, понимание «можно», «нельзя», не видит разницы свой/чужой, не способен распознать опасность/угрозу. Родителям с этой категорией детей очень не просто, ведь их поведение (детей) не связано в первую очередь с воспитанием, а с особенностью работы мозга, нейроотличностью. Это в свою очередь немного облегчает участь вины родителя, ведь многие мамы и папы по незнанию искренне не понимают, почему их малыш либо не слышит, либо не понимает их, думая, что они плохие родители.
- Общая психофизическая незрелость (дисгармоничный тип). Эти дети миниатюрные, слабые, хрупкие. Темповое развитие при этом в относительной норме, без отставаний в когнитивных возможностях, но слабы физически и биологически, с задержкой созревания высших ориентационных функций (ЗПР, ЗПРР, левши). Ребенок часто болеет, иммунная система не справляется с нагрузками и многие заболевания с детства становятся хроническими. Дитя стремятся оберегать все и от всего, вскоре ребенок начнет это воспринимать за норму и ожидать такого поведения от всех на своем пути. Неправильное воспитание укореняет инфантильность, мешая развивать волевой и эмоциональный фактор, что в свою очередь приведет к детскому неврозу и соматическим/психосоматическим последствиям. Гиперопека вредит такому «ребенку», и ему в будущем «грозят» созависимые отношения, склонность к аддикциям, чрезмерная сензитивность, наивность, вера на слово каждому, а отсюда частое попадание в руки мошенникам, абьюзерам и насильникам. Нередко это творческие люди, так как именно в творчестве им легче всего найти отдушину.
- Психический инфантилизм (поведенческий) — самый распространенный тип инфантилизма. И один из самых недопустимых, так как если в первых двух ребенок родился с повреждения мозга, то в этом виде мозг повредили уже родители/опекуны своим воспитанием. Ребенок рождается и психически, и физически здоровым, но неблагоприятная семейная обстановка, эгоцентричное или тревожное воспитание ломает психику здорового ранее ребенка. И дитя растет, будучи уверенным, что: либо он ничего не решает, и всегда есть взрослый, который возьмет за него ответственность; либо считает, что он особенный, и все вокруг ему должны; либо ждет, что каждый будет входить в его положение, так как у него всегда есть веская причина, алиби травмы. Так или иначе, эти дети оказываются совершенно не готовы к взрослой жизни, поэтому у них не клеятся отношения, все вокруг виноваты, эмоционально не зрелые, волевые функции не развиты, постоянно в поисках себя и того, кто потащит его на своем горбу.
Если в первом и втором случае мы имеем дело с органикой, то работать нужно в сторону совладания родителя с поведением ребенка, а также понадобятся смежные специалисты, помимо психотерапевта: невролог, дефектолог, педиатр, психиатр. В третьем случае нужна детско-родительская психокоррекционная работа каждого в отдельности, возможно с привлечением смежных специалистов, исходя из анамнеза.
Диагностика и лечение
По опыту скажу, что обычно люди, даже видя несоответствия в своем ребенке, испытывают какие-либо поведенческие трудности и не торопятся идти на прием к специалистам. И связано это в первую очередь со страхом — а вдруг это не лечится? А вдруг это клеймо? А вдруг я виновата? И так далее, тем самым теряя драгоценное время. И первые ласточки появляются уже из безвыходности, а именно — в момент, когда нужно определить ребенка в детский сад или школу — вот тут-то они и встречаются с неминуемым, где вдруг могут услышать об отказе или неготовности взять ребенка на обучение и социализацию, и появляются рекомендации обратиться к инклюзии.
Если ты замечаешь или испытываешь сложности со своим ребенком, не мучайся, а приходи на прием к специалистам: детскому психологу, нейропсихологу, психотерапевту. Большинство поведенческих или органических нарушений отлично поддаются коррекции, остальные же виды можно привести в адаптивную норму. У специалистов нет цели наказать тебя или обвинить, поставить клеймо или навесить якоря, а напротив, помочь преодолеть возникшую сложность и проблему, попутно помогая маме и папе реабилитироваться, как перед собой, так и ребенком.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock