Как остановить травлю?
Буллинг — это серьезная и широко распространенная проблема, которая затрагивает миллионы детей и подростков по всему миру. По данным ЮНЕСКО, около 1 из 3 учащихся сталкиваются с буллингом, хотя бы раз в месяц. Эта проблема проявляется в различных формах и действиях: физическом, вербальном, социальном буллинге, а также кибербуллинге.
Последствия буллинга разрушительны для всех: как для самой жертвы и агрессора, так и тех, кто поддержал травлю или безмолвно наблюдал. Буллинг — это вовсе не детская шалость, а серьезная проблема, профилактикой и искоренением которой должны заниматься абсолютно все, в любой плоскости социального взаимодействия.
Что такое буллинг? Какие существуют признаки буллинга? Что делать? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Буллинг
Начнем с того, что 15 апреля 2024 года глава государства, подписал два закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». Закон вступил в силу 16 июня 2024 года.
Буллинг (травля) — это постоянные (систематические) намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка (подростка) со стороны другого ребенка (подростка) или группы.
Буллинг может выражаться в:
- Угрозе, преследовании, шантаже;
- Распространении слухов;
- Физическом или словесном нападении/расправе;
- Исключении ребенка из группы, изоляция.
- Кибербуллинг (онлайн).
Говоря о буллинге, важно отличать детские разовые конфликты, случившиеся на высоких тонах и пришедших к консенсусу, от самого буллинга, который отличается продуманной стратегией одного или нескольких участников с целью унизить и установить доминирующую позицию в группе над конкретным ребенком. При этом зачинщик буллинга сохраняет здравомыслие и контроль над своими действиями, в отличие от стихийной стычки.
Таким образом у буллинга вырисовывается 3 неотъемлемые составляющие, которые отличают буллинг от других форм девиантного или негативного поведения, и это:
1. Направленность на конкретного человека.
2. Повторяемость/цикличность.
3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное или физическое).
В любой группе всегда присутствуют как лидеры/звезды, так и непопулярные дети, чаще всего они одиночки. И если в классе кого-то не принимают в свою группу по интересам или играм, и при этом никто никого не обижает, не унижает и нет насилия, то эта ситуация не является буллингом для непринятого ребенка, это скорее про непопулярность ребенка. Здесь про проблемы с коммуникацией, самооценкой и самопозиционированием этого дитя (прим. нужно так же идти к психологу), и ему может быть как грустно и одиноко, так и напротив даже лучше одному (зависит от многих факторов), но этому ребенку не страшно, и он в безопасности, в отличие от ситуации с буллингом.
Признаки травли
Существуют признаки, по которым родитель может заподозрить проблему, даже если ребенок ничего об этом не говорит:
- Порезы, синяки или ушибы без логического объяснения (особенно если это не свойственно ребенку);
- Ребенок больше не хочет проводить время с друзьями, идти в сад/школу, учавствовать в общественных мероприятиях;
- Ребенок беспричинно плачет, говорит об одиночестве/грубит, что его никто не любит и не поддерживает;
- Изменения в поведении: тревожность, беспокойство, скрытность и замкнутость, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам;
- Теряются или ломаются вещи, гаджеты, пропадают предметы из дома, порвана или загрязнена личная одежда;
- Необычно агрессивное поведение: запугивание более слабых, издевается над животными;
- Жалобы на физические боли, нарушение пищеварения, стула и сна.
- Внезапное ухудшение успеваемости и трудности в концентрации внимания;
- Недовольство внешним видом, местом проживания, статусом и т.д.
- Девиантное поведение, непослушание, побеги из дома, самоповреждение, попытки суицида.
Каждый родитель чувствует неладное в поведении своего ребенка, и каждый по-своему включается в решение надвинувшейся проблемы. Но вот чего делать точно не стоит, так это: ждать, что само пройдет или перерастет; игнорировать; допрашивать ребенка насильно (сходи к психологу/психотерапевту, специалист экологично разберет проблему); путать травлю и непопулярность; считать травлю проблемой ребенка; считать травлю проблемой личностей, а не группы; давить на жалость или обвинять жертву; мириться и терпеть из-за страха конфликтов.
Как остановить травлю? Что делать?
Сталкиваясь с буллингом, не только ребенок оказывается в сложной ситуации, но и родитель. Ведь именно от тебя потребуется стойкость и терпение, чтобы защитить своего ребенка. Иногда достаточно только включиться родителю, и ситуация начинает выравниваться, но если улучшений не происходит, то следуй следующей инструкции:
- Поговори с учителем, узнай подробности и его/ее мнение о ситуации. Выработай вместе с ним/ней, школьным психологом или медиатором план дальнейших действий. Донеси до администрации школы твое намерение отстаивать право на безопасность твоего ребенка. Важно формулировать проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.
- Соблюдай спокойствие и избегай чрезмерной эмоциональной реакции.
- Поддерживай постоянную связь со школой, это подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.
- Выражай признательность, когда видишь прогресс в достижении того, о чем ты договорилась со школой.
- Если считаешь, что твоему ребенку угрожает опасность, немедленно принимай меры.
Если изменений в лучшую сторону не происходит, и школа бездействует, то можно писать официальные письма через канцелярию школы и вышестоящие инстанции, обратиться за помощью к юристу и к правоохранительным органам.
Важно! На протяжении любого отрезка проблемы, необходимо показать ребенка психологу или психотерапевту! Так как встает новый этап — поддержка и реабилитация ребенка подвергнутого травле.
Буллинг — это большая проблема, которую нельзя пускать на самотек, ее можно и нужно решать совместными усилиями родителей, учителей, школьных администраций, законом и самих учащихся, вместе, мы можем создать более безопасную и поддерживающую среду для всех детей.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock