Критика — очень деликатная вещь в отношениях, будь то дружеских, семейных или профессиональных. Если сообщение передано плохо, человек может разозлиться и возникнуть конфликт. Психолог Дельфина Пай раскрывает секреты хорошо сформулированной критики и ошибки, которых следует избегать.
«Критиковать, когда нам что-то не нравится, может быть сложно. Мы можем бояться обидеть, причинить боль или не знать, что сказать», — объясняет Дельфина Пай, клинический психолог. Слишком жестокий подход может перерасти в конфликт. Однако «законно выражать то, что нас не устраивает в любых отношениях, будь то профессиональных, семейных, дружеских или романтических», — говорит эксперт. Главное — поместить в него фигуры. Вот несколько советов, как критиковать, не задевая и не указывая.
Почему необходимо критиковать?
Критика – это способ выражения чувств по поводу человека, действия, отношения или если нас не устраивает проделанная работа. «В нашем коммуникативном поведении мы можем быть напористыми, пассивными, агрессивными или манипулятивными. Каждый использует эти четыре режима в разных пропорциях. Что я наблюдаю у пассивных людей, которые не осмеливаются критиковать и брать на себя слишком много, так это то, что они становятся агрессивными», — отмечает Дельфин Пай. Однако, приняв напористый стиль общения, мы освобождаемся от своих эмоций. «Мы не можем заставить других принять во внимание нашу критику или изменить свое поведение, это их дело, но разговоры об этом приносят нам облегчение», — продолжает психолог.
Формулирование критики позволяет выразить свои эмоции и последствия рассматриваемого поведения. Цель не обязательно состоит в том, чтобы не допустить повторения подобного, но хотя бы в том, чтобы человек, которому мы адресуем критику, осознавал причиненные неудобства. Важно открыть путь к размышлению о проблеме.
Ошибки, которых следует избегать при критике
«В критике следует избегать ошибок, потому что она вредит общению», — предупреждает Дельфина Пай.
- Обобщать
Не допускай в своих выражениях такие слова, как «никогда» или «всегда». Например, «Ты всегда опаздываешь», «Мы никогда не сможем на тебя рассчитывать». - Персонализация
Избегай персонализации, например, «ты безответственный», «ты незрелый». Человек будет чувствовать себя атакованным. Его первым инстинктом будет попытаться защитить себя. - Делать оценочные суждения или ссылаться на закон
«Это запрещено законом», «Это не так, это грубо». - Говорить другому, что делать
«В следующий раз делай так», «Поставь себя на мое место», «Я прав, не так ли?» Иметь цель заставить другого человека измениться без его желания — плохая стратегия. Так человек почувствует себя скованным и потеряет свободу. Это создаст сопротивление.
Как сформулировать конструктивную критику?
Чувствовать себя самодостаточной, цельной, уверенной — вот что необходимо для конструктивной критики. Это позволит выражать свое мнение, свои эмоции и защищать свои права честно и уважительно, без агрессии и, следовательно, устанавливать ограничения.
- Если ты эмоциональна, лучше отложить критику. Будь осторожна и не переходи на личности.
- Говори о последствия для себя, материальных (что ты чувствовала) и эмоциональных (что это вызывает). Избегай иронических комментариев и намеков и используй «Я»-выражения.
- Открой диалог. Будь готова слушать, ведь вместе вы сможете прийти к чему-то, найти решение и выход.
Фото: Pexels