Яблоко от яблоньки: как выбранный стиль воспитания влияет на ребенка и его будущее
Shutterstock: fizkes

Какие основные критерии в воспитании?

Говоря о стилях воспитания и их влияния на личность ребенка, стоит не ограничиваться только их видами, так как очень часто все это сводится только к шаблонному вердикту: какая там семья, как его воспитывают, и кто из него вырастет, — все намного сложнее. Реальность такова, что общая картина будет вырисовываться из исходных психических, психологических, генетических, культурно-религиозных, политических, а также материально-финансовых составляющих.

Воспитывая ребенка, очень важно учитывать его тип темперамента, IQ и EQ, наличие или отсутствие органических/физических и психических нарушений, психотравм, возрастные кризисы и важные переходы во взрослении, окружение, этические нормы и ментальность. Семья является первой линей, которая встречает и направляет маленького человека в большое будущее, а значит, зная ее уклад, привычки и тенденции, появляется шанс к возможным позитивным изменениям в случае неполадок.

Что же такое семейное воспитание? Какие есть основные стили воспитания, и могут ли они быть коморбидны? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.

Семейное воспитание

Семейное воспитание это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль принадлежит родителям. В семье закладываются паттерность поведения, сценарий жизненных предпочтений, и в итоге ребенок получает некий трафарет, как строить свою жизнь, полную родительских установок и наставлений.

От того, насколько эмоционально зрелая, психологически стабильная, материально свободная и психически здоровая семья, будет зависеть настоящее и будущее ребенка. Конечно, также не стоит забывать о том, желанный этот ребенок или нет, в многодетной семье или он один.

Существует два основных критерия в воспитании, и это:

  • Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  • Уровень контроля (ответственности) со стороны родителя

На основании взаимоважности этих двух критериев было выведено 3 основных стиля воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный и либеральный. Позднее добавился четвертый тип: индифферентный (безразличный).

Сегодня современная психология и педагогика рассматривает шесть видов, добавляя к вышеперечисленным еще два: хаотичный и гиперопекающий.

Яблоко от яблоньки: как выбранный стиль воспитания влияет на ребенка и его будущее
Shutterstock: Rohappy

Основные стили воспитания: могут ли они быть коморбидны?

Прежде чем я приведу примеры стилей воспитания, хочу отметить важную эволюционную задачу — это подражание своему значимому взрослому. Родитель вне зависимости от стиля воспитания все равно остается авторитетом для своего дитя. Это уже потом ребенок, вырастая, стремится оценить масштаб вложенного багажа ценностей или причиненного ущерба. Но пока ребенок маленький, у родителя есть шанс выправить ситуацию в случае незнания или неумения. Ведь родителем учатся быть каждый раз, особенно если у тебя несколько детей.

Итак:

  1. Авторитетный (демократический) стиль

Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым, эмоциональным принятием ребенка с высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При этом стили родители ориентированы на личность ребенка, его важность и активной роли в семье и собственной жизни. Ребенок развивается как самостоятельная и самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют наказания и словесная агрессия, родители стараются найти компромисс и договориться с ребенком.

Такие семьи есть, но есть и другая реальность. Родители часто путают этот стиль со вседозволенностью и отпускают эго ребенка во все стороны. Но каждый родитель должен понимать, что: «граница одного человека, заканчивается там, где начинается граница другого человека». Задача взрослого: социализировать ребенка и научить нормам общественного и социального поведения. Если родитель в авторитетном/демократическом стиле скатится в детоцентризм, то страдать в конечном счете будут все, как родитель и ребенок, так и общество.

  • Авторитарный стиль воспитания

Родители стремятся придерживаться строгих, консервативных правил, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, не прощают ошибок, упрекают и попрекают, вторгаются в личное пространство, сравнивают с другими детьми, мнение подавляется силой, все решается за ребенка, так как его мнение никого не интересует, как сказали — так и будет.

Этот стиль часто выбирают люди, стремящиеся сознательно или бессознательно продолжить свою травму детства: физического, сексуального, психологического или психического насилия (например: меня так растили (били, унижали, наказывали), и ничего, нормальным стал/а), родовое дело (все врачи или военные) или желающие через ребенка получить нереализованные собственные амбиции. В подростковом возрасте, когда ребенок осознает свою силу, он будет терять страх перед родителями и становиться неуправляемым. А как именно, в интро версии или экстраверсии, будет зависеть от типа нервной системы, типа темперамента и уровня травматизации с автоматизмами психозащит.

  • Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания предполагает тактику невмешательства, в основу которой ложится равнодушие, незаинтересованность и безучастность в жизни и проблемах ребенка. Отношения дистантны, но с явными границами «кто здесь хозяин?». Спрос велик, но участие номинальное или вовсе отсутствует. Доминирование родителя строится на желании, чтобы ребенок сам учился добывать себе жизнь. В либеральном стиле отсутствует эмоциональная поддержка и близость, либо ее не хотят выражать, либо и вовсе не умеют; ребенка слишком рано оставляют наедине с проблемами, часто нарушая субординацию, делая из своих детей опору, которой не хватает родителю. А после не подпускают к себе эмоционально, в случае попытки ребенка узнать причины такого поведения. Отсюда различные последствия в виде травмы отвергнутого, комплекса неполноценности и другие травматичные истории.

  • И наконец самый неблагоприятный вид воспитания — это индифферентный(безразличный)

И звучит он примерно так: «ну раз родился, живи, но не мешай». Скудное и безразличное проявление эмоций, родитель очень занят собой и своей жизнью — все это может прикрываться вполне социально одобряемой потребностью: работать и содержать семью. Но только вот за ширмой добродетели ребенок совсем один. Его проблемы малы и незначительны по сравнению со взрослыми, его чувства незначимы и разговора о них нет. Если родитель остается индифферентным, то такому ребенку может помочь только окружение, в котором он может находиться, чтобы вырасти в полноценного взрослого, конечно, с комплексами, но если общество было благосклонным к нему и принимало его, то хотя бы без суицидальных и депрессивных тенденций.

Приведенные примеры — это вариации того, как могут звучать стили воспитания, исходя из психотравмированности родителя. И может показаться странным, но вне зависимости от стиля воспитания, родитель любит своего ребенка, пусть даже больной любовью. Поэтому каждому родителю очень важно корректировать свой «язык любви», то есть методы воспитания, ведь именно от твоего отношения зародится последствие в виде детского восприятия тебя, себя и мира в целом.

Подводя итог, хочу снова обратить твое внимание на то, что твой стиль отношения к себе и позиционирования его ребенку в его воспитании сильно завит от уровня твоей психоэмоциональной зрелости и уровнем психотравматизации. Если твои детские страхи и обиды сильнее тебя, то они обязательно продиктуют шифр твоего поведения, а значит будет коморбидный (сочетательный) стиль поведения и воспитания (сочетаются несколько стилей воспитания одновременно, с доминирующим типом), где любовь постоянно будет сражаться с тем: «как я чувствую и тем, как надо и как я поступаю на самом деле». Сложно принять другого человека, если ты сам себя не понимаешь, ненавидишь, или, напротив, считаешь лучше всех.

Родительство — это действительно важно и ответственно, и предстоит заняться собственным воспитанием, ведь всем известна английская пословица: «Не воспитывайте детей — все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». А детей нужно просто любить и направлять.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock

Поделиться: