Что же такое психологический и нейропсихологический скрининг, и что он в себя включает?
Подготовка ребенка к школе — важный этап в жизни каждой семьи. Этот период требует особого внимания к различным аспектам развития ребенка, дабы обеспечить его успешную адаптацию и комфортное пребывание в школьной среде. Комплексное нейропсихологическое и психологическое исследование/скрининг помогает оценить степень готовности ребенка к школе, а также на раннем этапе есть возможность выявить потенциальные проблемы в психической, поведенческой, когнитивной, эмоциональной или моторной деятельности.
Психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова рассказывает, какие проблемы можно предупредить при ранней диагностике и коррекции, а также о признаках уже имеющейся проблемы и неготовности ребенка к школе.
Психологический и нейропсихологический скрининг
Психологический и нейропсихологический скрининг — это комплексный метод быстрой и предварительной оценки различных аспектов поведенческого, когнитивного, эмоционального и моторного развития ребенка. Этот процесс направлен на выявление возможных отклонений или задержек в развитии, психологических и психических проблем, которые могут повлиять на успешность обучения и адаптации в школьной среде. Скрининг позволяет разработать индивидуальные рекомендации для коррекции и поддержки.
Часто родитель недооценивает масштаб сложностей восприятия и поведения у собственного ребенка, считая это неважным или как-нибудь перерастет. Такой подход влечет за собой целую череду проблем в виде плохой обучаемости, успеваемости или усидчивости, плохого счета или письма, понимания предмета и его интерпретации, а также нарушения в коммуникации в социальной среде, девиантность в поведении, где ребенок может встретиться с проблемой самопозиционирования, буллингом или отвержением среди учителей и сверстников. Позиция/роль изгоя уж точно не добавит мотивации и здоровой самооценки.
Основные цели нейропсихологического скрининга:
1. Оценка когнитивных функций:
- Память: способность запоминать и воспроизводить информацию.
- Внимание: уровень концентрации и устойчивость внимания.
- Исполнительные функции: навыки планирования, организации и самоконтроля.
- Речевые навыки: развитие речи, словарный запас и понимание языка.
- Логическое мышление: умение решать задачи и принимать решения.
2. Оценка моторных навыков:
- Мелкая моторика: координация движений рук и пальцев.
- Квазипространственная: координация движений всего тела, равновесие.
3. Оценка эмоционального и социального развития:
- Эмоциональная регуляция: способность контролировать свои эмоции.
- Социальные навыки: взаимодействие с окружающими, умение сотрудничать и проявлять эмпатию.
4. Оценка зрительно-пространственных навыков:
- Зрительно-моторная координация: способность координировать зрение и движение.
- Пространственное мышление: понимание и использование пространственных отношений.
Особое внимание уделяется психологическогому/психическому исследованию, так как каждый ребенок рассматривается через призму сочетательной взаимосвязи психики и физических процессов. Важно понимать, что психологическое состояние будет отображать статистику нейропсихологического статуса. И наоборот, наличие неврологических или психических проблем отобразится на психологическом фоне.
Например, если у ребенка есть страх оценки или в данный момент его родители находятся в бракоразводном процессе, то нейроскрининг он может провалить. Соответственно диагностика покажет слабое место в его психоэмоциональном плане. И рекомендации будут направлены на компенсацию и поддержку устойчивости психики ребенка. А если у ребенка РАС/аутичный спектр, СДВ(Г), то выявятся пробелы в нейродинамике и поведенческих реакциях. Соответственно терапия и коррекция будут направлены на поведенческую адаптацию и коррекцию нейропсихических маркеров.
Какие проблемы можно предупредить при ранней диагностике и коррекции?
При поступлении в школу или гимназию проводится первичное психологическое тестирование, после которого школьный психолог выдает заключение о готовности или не готовности ребенка к школе. Но ты можешь уже сейчас пойти на опережение и отследить возможные признаки, проблемы или трудности у своего ребенка и обратиться к психологу или нейропсихологу за скринингом и последующими рекомендациями. Также это касается родителей, у которых ребенок уже учится в школе.
Итак, признаки:
- Проблемы с памятью, вниманием, мышлением, воображением;
- Речевые нарушения, отсутствие связности и темпа речи, не проговаривает слова, «каша во рту», не понимает обращенной речи или ее смысловую нагрузку, скудный словарный запас, не может рассказать о себе или поддержать беседу;
- Плохо ориентируется в пространстве, не знает части тела, путает лево/право, часто падает, не чувствует в динамике свое тело, постоянно обо все ударяется, нарушения в координации и равновесии;
- Трудности с точным движением рук, не умеет правильно держать столовые приборы, ручку или карандаши, неуклюжесть;
- Не умеет сам выполнять ритуалы самообслуживания (самостоятельно чистить зубы, есть, одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать и т.д.);
- Проблемы со сном, стулом, мочеиспусканием, аппетитом;
- Читает справа налево, зеркалит буквы или цифры, пропускает слова, не чувствует пропорции, не понимает написанного или прочитанного, использует цвета, не соответствующие объекту или субъекту;
- Проблемы с планированием и организацией действий, не умеет сам играть; трудности с выполнением многозадачных действий; импульсивное поведение и отсутствие концентрации или усидчивости;
- Частые и сильные эмоциональные всплески, агрессивность или, напротив, повышенная тревожность, наличие психических расстройств или задержек в развитии;
- Трудности с пониманием социальных норм и правил поведения, неспособность к сотрудничеству и проявлению эмпатии;
- Нет контакта глазами и способности удерживать внимание или ловить предметы, например, мяч.
Это не весь список, но часто встречающиеся проблемы как у дошкольников, так и школьников. Наличие хотя бы одной проблемы уже влечет за собой вереницу сложностей, связанных с самооценкой, социализацией и успеваемости ребенка в школе.
Своевременная диагностика, помощь и коррекция способны решить большой груз маленького человека, которой только учится быть большим.
Если ты заметила у своего ребенка один или несколько признаков, это большой повод заняться своим ребенком уже сейчас, не дожидаясь дозревания или развития еще больших проблем.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock