Превентивные меры и рекомендации.
Нарциссическая история всегда амбивалентна как в сторону грандиозности и маски успешности, так и в сторону жертвенности (виктимности) в ожидании того, что однажды сбудется его невротическая мечта, и он получит признание сполна за свои страдания. И то и другое про стыд, вину, страх, боль, одиночество, несправедливость, просто в разных конверсиях. Это про травму, и не стоит здесь искать смирения в знамени судьбы или предрешенного сценария жизни. Все можно изменить, избавившись от клейма нарциссизма. Но есть одно «но»: предрешенность сценария может сбыться и перейти, как вариант, в генерализованное тревожное расстройство, если человек выбирает скрывать правду о себе.
Итак, вместе с психологом, психотерапевтом и нейропсихологом Валентиной Мухановой-Бирюковой рассмотрим: что скрывает ГТР? Альянс ГТР и нарциссизма. Образ нарцисса, страдающего ГТР.
Что скрывает ГТР?
Не все, что накрывает нарцисса, это ГТР (генерализированное тревожное расстройство), могут быть и эпизоды — от приступов панической атаки до депрессии. Но, как ни странно, фоновая тревога ГТР и является плодородной почвой для всех эмоциональных, психических, невротических и соматических расстройств, так как все патосостояния коморбидны (букет болезней, протекающих одновременно, взаимосвязывая друг друга).
Со временем человек настолько сращивается с тревогой, что даже не замечает зажатых и вогнутых плечей или челюсти, постоянно ноющей спины, бегающих глаз, тиков, спазмов, головной или сердечной боли, проблемы с ЖКТ, сном, сексом, постоянное беспокойство и напряжение, невозможность расслабиться без допинга или стимуляции, а также усталость, раздражительность и неуправляемая агрессия (экстра и интроверсии).
Альянс ГТР и нарциссизма
Травма может быть источником глубокого стыда и страха разоблачения. Правда, которая скрывается человеком, может быть осознаваемой им или бессознательной. Альянс нарциссизма и ГТР — это вынужденная мера, некая поведенческая стратегия по созданию абсолютно новой истории «Я», где никто и никогда, как кажется нарциссу, не узнает его слабое место. Заметая следы, нарцисс все дальше уходит от реальности, а значит вынужден очень многое контролировать, чтобы постоянно поддерживать легенду о новом «Я», а на это требуется очень большой запас жизненных ресурсов, чтобы быть начеку всего того, что может преподнести ему мир.
Истощая нервную систему, когнитивные возможности, волевые функции, заставляя мозг плавиться вызывая фоновую тревогу, нарцисс прячет глубокую личную драму или даже трагедию, и звучит она у всех по разному, но всегда болезненно. Например: «Меня бросили родители/от меня отказались», «Я дочь/сын вора, алкоголика, наркомана, проститутки», «Я был подвержен/а насилию», «У меня нездоровые родители (инвалидность, психические заболевания)», «Из-за меня не стало матери/отца», «рабство/торговля людьми» , «педофилия» и так далее. Эти травмы могут быть глубоким источником стыда за себя, страхом разоблачения и наказания. Нарциссизм, в данном случае, развивается как защитный механизм (или «пузырь», как часто его описывают клиенты/пациенты), чтобы скрыть свою уязвимость.
Образ нарцисса, страдающего ГТР
Механизмы маскировки травмы у нарцисса весьма изощренные, но существуют некоторые факторы, которые присущи практически всем травматикам нарциссического расстройства при ГТР:
- Создание образа (идеализированного/грандиозного или виктимного)
- Манипуляции и контроль
- Отрицание и проекции
Выстраивая эти стратегии поведения, нарцисс с ГТР живет в постоянном страхе, который угрожает его легенде; латентной неудовлетворенности, так как не может получить «кольцо всевластия». Также он эмоционально неустойчив и социально изолирован.
Что делать?
Обычно нарцисс очень охраняет и дорожит своей концепцией «нового Я», и, приходя с запросом в терапию, может даже бравировать: «Я себя сделала сама, я никому ничего не должна!» — как из строчки известной песни. Но при этом жалуется на неконтролируемые вспышки агрессии, различные зависимости/аддикции от еды, алкоголя, сигарет, на отсутствие внутренних опор и нормальных и здоровых отношений, на неумение выстраивать границы, принимать самоценность, критику или похвалу. А также на постоянную усталость, страх и тревогу, конфликты с близкими людьми. И это лишь малая часть возможных запросов.
Отсюда встанет вопрос: есть ли еще вторичные выгоды страдать, или он/она готовы работать с первопричиной?
Плата за отказ признавать правду о себе, своих родителях, прошлом, пережитом всегда очень высока, так как расплачиваться приходится своим здоровьем, отношениями, достижениями, возможностями. К правде нужно созреть или очень сильно настрадаться от своих же игр. Но лучше всего признать проблему и подойти к решению вопроса осознанно, особенно если уже вырисовывается клиническая картина, как ГТР, несущая серьезный урон по здоровью и жизни человека.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock