В третьем номере ELLE Kazakhstan создательница креативного бренда нишевой парфюмерии НОС Маша Занье рассказала о том, как рождаются новые ароматы.

Парфюмерная индустрия всегда была объектом живого интереса многих профессионалов и любителей. Однако далеко не все, кто по одному запаху может угадать название бренда, знают имена их создателей. А ведь за созданием всех ароматов стоит чуть больше 150 парфюмеров. Создательница креативного бренда нишевой парфюмерии НОС (Histoire Olfactive Collective) – Маша Занье – поставила для себя задачу это исправить.

HOC предоставляет возможность лучшим парфюмерам мира «писать» современную олфактивную (обонятельную) историю при помощи новых уникальных ароматов, вдохновленных их собственной жизнью. Для создания каждой коллекции Маша приглашает опытного парфюмера, который создает целую историю вместе с НОС, исследуя выбранную им тему: любимые места, книги, люди, фильмы и города. Мы попросили Машу приоткрыть завесу сложного ольфакторного искусства и рассказать о том как создаются новые ароматы.

ELLE: Парфюмерия — это искусство или наука?

Маша Занье: Безусловно, парфюмерия – это искусство, которое создается творческими людьми с серьезными знаниями в области химии. В процессе создания аромата парфюмеры работают с различными молекулами, которые могут быть как натурального происхождения, так и абсолютно синтетическими. Из этого они делают магию — прекрасные ароматы, которые способны менять наше настроение, отправлять нас в красочные воспоминания, а также дарить желание вставать по утрам. В моем представлении парфюмеры — такие же артисты, как художники, композиторы, фотографы, дизайнеры и другие креативные персоны, которых важно «знать в лицо».

ELLE: Мир ароматов – это многомиллиардная индустрия. В чем секрет создания нового, успешного парфюма?

Маша: Нового и успешного – это не совсем одно и тоже. На мой взгляд, успеха в создании чего-то нового можно добиться только не оглядываясь на все, что происходит вокруг, не подстраиваясь под текущие тенденции и не создавая копии того, что когда-то хорошо работало. Нужно просто выйти из привычных рамок и сделать что-то неожиданное, что вас самого может удивить. Для этого лучше всего подходит именно нишевая парфюмерия — она является более креативной и не ограничивается строгим бюджетом, потому что она нацелена на более узкую аудиторию, которая готова к экспериментам.

ELLE: Как вы выбираете парфюмера для сотрудничества?

Маша: Сейчас, когда я уже в достаточной степени погрузилась в индустрию, у меня появился доступ ко многим парфюмерам. Обычно с каждым из них я встречаюсь лично, рассказываю ему идею, и если в ответ получаю отклик и горящие глаза, то мы начинаем совместную работу. Важно, чтобы парфюмер искренне заинтересовался идеей, захотел рассказать свою историю и полностью отдаться проекту, чтобы создать что-то новое и необычное. На данном этапе я работаю с настоящими профессионалами, поскольку сама являюсь новичком в индустрии и мне необходимо набраться от них больше опыта. Моя цель сегодня — это найти мастера, у которого по-настоящему будут гореть глаза от предстоящего проекта, такого как мой первый парфюмер, который создал для НОС коллекцию Лондон — Винсент Шаллер. Сегодня на рынке более 200 ароматов созданных им для различных брендов от Max Mara до Le Labo.

ELLE: А как вы выбираете, какие ароматы будут создаваться?

Маша: Обычно парфюмеры предлагают мне сразу несколько вариантов ароматов на одну и ту же тему, после чего я выступаю в роли эвалюатора — выбираю тот парфюм, который нравится больше остальных. В основном я останавливаюсь на том, что впечатлило лично меня. Даже если я понимаю, что какой-то аромат может быть более успешным с коммерческой точки зрения, я все же буду ориентироваться на свои ощущения. Еще я обязательно смотрю на то, как сам парфюмер представляет свое творение — делает ли он это с гордостью, доволен ли результатом. Когда я чувствую, что парфюмер доволен результатом, и мы оба влюблены в конечный вариант, я говорю: «Готово! Стоп!», потому что кто-то должен этот процесс остановить. Парфюмеры привыкли, что это делают именно заказчики.

ELLE: В чем разница между дневным и вечерним ароматами HOC? Как правильно выбрать парфюм?

Маша: Хотя названия нашей первой парфюмерной истории про Лондон посвящены времени, это совершенно не значит, что один аромат нужно наносить в 11 утра, другой в 5 часов дня, а третий вечером в 9. Я также не делю парфюмы на мужские и женские, дневные и вечерние — это всегда вопрос настроения. Вы можете быть готовы к бою с самого утра и выбрать для этого харизматичный и яркий парфюм, а иногда быть вечером в немного меланхоличном настроении и выбрать более спокойный аромат. В коллекции «Лондон» мне захотелось представить парфюмера с разных сторон и создать три разных характера, поэтому мы выбрали три времени в качестве темы ароматов.

Единственное правило, как мне кажется, в парфюмерной этикете — не переборщить со слишком ярким ароматом с утра. Все-таки каждый человек обладает разной ольфакторной восприимчивостью, и кому-то может быть тяжело находиться рядом с вами на утренней встрече, когда от вас тянется километровый шлейф насыщенного аромата. Также есть разница в интенсивности нанесения — 1-2 пшика и 22 будут иметь разную интенсивность, и это тоже стоит учитывать.

Единственное правило, как мне кажется, в парфюмерной этикете — не переборщить со слишком ярким ароматом с утра.

Маша Занье

ELLE: Говоря об ароматах, без каких классических парфюмерных нот не обойтись?

Маша: Я думаю, что классические ноты это те, которые исторически чаще всего использовались в парфюмерии и на основе которых были созданы парфюмерные шедевры. Все парфюмеры их изучают, работают на их базе, и зачастую создают что-то новое. Но сегодня это скорее вопрос техники. Другими словами, если задаться целью, то в создании аромата можно обойтись без любого из ингредиентов.На сегодняшнем рынке главенствуют, скорее, определенные тенденции. Например, еще несколько лет назад многие думали, что в нишевой коллекции без нот уда просто не обойтись, а сегодня эта классика нишевой парфюмерии кажется уже избитой и даже перекочевала в массмаркет. Я не ориентируюсь на тренды, композиция любого аромата — это вопрос креатива и того, чего хочется на данный момент, поэтому я всегда доверяю своей интуиции в этом вопросе. Конечно же, все мы слышали о существующих трендах в мире: на российском рынке популярны женские гурманские ароматы с нотами ванили, в Европе сейчас большой спрос на запах чистоты, который дает ощущение спокойствия и защищенности, в арабских странах все по-прежнему любят сильные и яркие ароматы. А в нишевой парфюмерии клиент и сам отлично знает, что ему выбирать, что нравится, а что нет и есть не мало поклонников инди парфюмерии.

ELLE: На ваш взгляд, как глобальная пандемия повлияла на парфюмерную промышленность и на HOC в частности?

Маша Занье: Безусловно, пандемия сильно повлияла на рынок парфюмерии, причем не только нишевой, но и классической. В то время, когда в некоторых странах все ритейлеры были закрыты, а дистрибьюция парфюмерии чаще всего проходит именно через них, рынок немного «встал». Тогда все те, кто был готов продолжать и проявлять активность, ринулись в интернет в поисках самых разных способов привлечь внимание к своему бренду. Появились новые сложности, которые касаются прямых продаж парфюмерии — далеко не каждый парфюм можно отправить по почте, это всегда сопряжено с огромным количеством бумажной работы, а стоимость доставки может быть слишком высокой из-за того, что провоз алкоголесодержащих воспламеняющихся веществ логистическим компаниям обходится в разы дороже. Тем не менее многие из этих вопросов решаемы, только требуют чуть больше времени. Лично для меня важен новый опыт, который все мы по итогу приобретем. Переход в онлайн стал своеобразным челенджем, как для производителей, так и для самих покупателей, и это всегда очень интересно.


Интервью. Натиа Ригвава. Фото. Eva Iova

Поделиться: