«Ее парфюм № 5 похож на нежную музыку, сопровождающую любовную сцену».
Поездка в Грасс была удивительной. Есть нечто в самом имени Мадемуазель Шанель, что придает всему — событиям, вещам, знакомствам, связанным с ним, — дымку зачарованности, похожей на ностальгию по жизни, полной страсти и противоречий, еще не прожитой тобой, но очень знакомой. Это странное и прекрасное чувство присутствия сопровождало меня с первых и до последних часов путешествия, и только позже я поняла почему: Мадемуазель Шанель и сегодня способна всецело завладевать вниманием, заполонять собой все пространство, зачаровывать.
Итак, теплый французский сентябрь. Облачным, влажным утром мы отправляемся в La Bastide dans les Champs de Chanel — поместье посреди полей жасмина, ириса, тубероз и герани, куда 102 года назад приехала Шанель, чтоб оценить ароматы, созданные парфюмером Эрнестом Бо по ее заказу, среди которых и был тот самый флакон под номером пять. Обувшись в резиновые сапоги (от Chanel, конечно же), по сырой, черной земле мы направляемся к полям жасмина в сопровождении Жозефа Мюля — старшего в семье, занимающейся выращиванием цветов с 1840 года и сотрудничающей с Домом Chanel с 1987-го.
Жозеф рассказывает о выращивании и сборе цветов, об уходе за ними в разные сезоны, о том, как наилучшим образом сберечь корни в зимнюю пору. От него мы узнаем, что главными факторами, позволяющими взрастить этот единственный в своем роде Jasminde Grasse, являются ветер, климат и почва и что при обработке последней не используются никакие химические удобрения. А после он показывает, как правильно собирать цветы. Неумело и неловко я пытаюсь повторять за ним, и тогда Жозеф набирает целую горстку, передает мне и велит положить в карман — и с этим свежесорванным жасмином будто передается частичка его большой любви к своему делу.
Для производства одного килограмма конкрета необходимо 350 килограммов жасмина, а это 3 500 000 цветов!
Некоторое время спустя мы отправляемся на завод, расположенный буквально посреди полей. Его местоположение — очень важный фактор успеха всего дела. Такая близость от места сбора позволяет доставлять цветы максимально свежими, не растерявшими свой аромат по пути. Процесс производства состоит из трех этапов. На первом жасмин высыпают в большую металлическую емкость и замачивают в растворителе, который как бы вбирает весь аромат в себя. Далее растворитель постепенно улетучивается, оставляя после себя сильно ароматизированную восковую смесь — конкрет. К слову, для производства одного килограмма конкрета необходимо 3 500 000 цветов! На последнем этапе из конкрета выделяют абсолют — жидкую субстанцию, которую и используют непосредственно в производстве ароматов. Так на сегодня выглядит процесс создания самого знаменитого парфюма в мире — Chanel № 5.
Разговор о легенде легенды — аромате Chanel № 5 — мне бы хотелось закончить с текста на рекламной полосе 1937 года в журнале Harper’s Bazaar, на которой Мадемуазель Шанель позирует на фоне своей новой квартиры в гостинице Ritz в Париже: «Мадам Габриэль Шанель, прежде всего, художница во плоти. Ее платья, духи созданы с безошибочной тягой к драматизму. Ее парфюм № 5 похож на нежную музыку, сопровождающую любовную сцену. Разжигая воображение, он непрочно фиксирует эти воспоминания в памяти участвующих». Точно так, как и аромат жасмина, однажды сорванного на полях Chanel.
Текст: Дана Ли