Особый метод.
Генная терапия, уже опробованная на пациентах с болезнью Паркинсона, может стать одноразовым средством лечения тяжелой алкогольной зависимости. Исследование на обезьянах, предрасположенных к злоупотреблению спиртного, показало, что такая терапия резко снижает потребление алкоголя. По словам профессора Кэтлин Грант из Национального центра изучения приматов при Орегонском университете здоровья и науки в Бивертоне (США), «потребление алкоголя снизилось практически до нуля».
«В течение нескольких месяцев эти животные предпочитали пить воду и вообще избегали употребления алкоголя».
Четыре макаки, страдающие алкогольной зависимостью, прошли процедуру, в ходе которой с помощью магнитно-резонансной томографии инъекции вводились точно в нужное место.
Исследование показало, что макаки, у которых была начата постоянная сверхэкспрессия дофамина, впоследствии снизили потребление алкоголя до 90%.
«Мы направили этот ген на клеточные тела, вырабатывающие дофамин, чтобы увеличить его синтез, тем самым восполняя или восстанавливая то, что было отнято хроническим употреблением алкоголя»,
сказала Грант.
Как и люди, некоторые макаки более склонны к сильному пьянству: если предложить им на выбор 5%-ный алкоголь наряду с обычной пищей и водой, то приматы почти всегда выберут алкоголь.
Грант и ее коллеги задались вопросом, может ли перезагрузка дофаминовых рецепторов в системе вознаграждения в мозге людей и приматов сдержать их желание выпить алкоголь. Для этого они использовали безвредный вирус для доставки гена белка под названием глиально-производный нейротрофический фактор (GDNF) в область мозга, связанную с зависимостью и вознаграждением.
«Животные, получавшие неактивную форму гена, продолжали пить, тогда как у животных, получавших GDNF, дофамин восстанавливался, и они переходили на очень низкий уровень потребления алкоголя».
Она добавила, что прежде чем испытывать эту методику на людях, нужны дополнительные исследования. Процедура генной терапии предполагает хирургическое вмешательство в мозг и является необратимой, она, вероятно, будет применяться только в самых тяжелых случаях алкогольной зависимости.
Фото: Shutterstock
Источник: The Guardian