Все, что нас окружает каждый день в разных структурах взаимодействия, и есть психология.
Паттерны поведения, потребительский спрос, маркетинговые уловки, да и просто человеческое общение — это и есть психология. Так вот, кто отлично знает и понимает, как устроен человек, его психика и на что он реагирует, способен не только управлять ситуацией, но и направлять ее в нужное русло.
Все, кто это усвоил, уже сейчас активно прокачивают себя, свое мышление, стратегии поведения и управления, проводя аудит/психоскрининг бизнеса, повышая валидность и маржинальность ежесекундно, просто понимая, что человеческий ресурс лучше нефтяной вышки. А значит о нем нужно позаботиться, прямо сейчас. Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
С чего начать терапию бизнеса?
С большой генеральной проверки — психоаудит. Психоаудит бизнеса позволит за один срез выявить слабое звено, которое, как вариант, может стоять у истока и тормозить весь маховик производства (частая причина в моей практике и наблюдении).
Несмотря на возможности искусственного интеллекта и технологичности процессов, в большей степени на сегодняшний день бизнес завязан на социальной иерархии, где от успешности взаимодействия всех членов команды будет зависеть конечный результат. Инфантильное или панибратское продвижение по карьерной лестнице «любимчика», особенно не способного решать психологически сложные задачи, неизбежно приведет к критическим ситуациям, потерям, краху, разорению.
Выйти из данного положения будет достаточно сложно, но возможно. Предстоит полное переосмысление происходящего, изучение личностных психологических особенностей сотрудников и расстановка всех на должности в соответствии с их профилями и компетенциями.
Что можно выявить с помощью психоскрининга бизнеса?
Налоговый комитет рассматривает бизнес как отдельного человека с правами и обязанностями, нуждающегося во вложениях и внимании. Организация — это система, организм, который нуждается в поддержке гомеостаза, или же встанет вопрос о целесообразности его существования.
Выявить это у бизнеса можно ровно так же, как и у человека. Это и ближайший вектор развития, состояние оффера компании, принципы, скорость реагирования, идеи и ценности, конфликтность между «хочу, могу, делаю, получаю», принципы набора персонала и управления, возможности топ/сейл/кризисных менеджеров, пробелы масштабирования, бытующие родственные связи и много чего еще интересного.
Владелец/руководитель, получая такой отчет, способен принять точечное и точное решение по дальнейшей стратегии развития собственного бизнеса и разобраться с дальнейшей судьбой сотрудника в компании.
О важности психологической зрелости в бизнесе
Замечала ли ты, что человек ведет бизнес ровно так, как сам психологически развит?
Если у человека стоит задача быстро поймать волну прибыли, а потом сидеть и ждать, когда еще «выстрелит», он неуважительно и инфантильно относится ко всему, что происходит в его системе заработка. Сюда входит и он сам, и люди, с которыми он имеет дело. Они друг друга находят.
Есть и другая, зрелая и компетентная стратегия развития. Это когда бизнес строится в долгую, без желания «урвать и обмануть», воспользовавшись доверием клиента. Бизнес, строящийся на принципах компетентности и профессионализма, преследует другие фундаментальные задачи: создать пользу. Так как именно люди являются потребителями и спонсорами любого мероприятия. И поэтому такие компании вековые, так как хорошо понимают, что нужно людям и дают им это.
Рекомендации по психотерапии бизнеса
Бизнес является показателем человеческого развития, знания и способностей, как лакмусовая бумажка, подсвечивая истинные и реальные возможности человека. Может оказаться и так, что твое место совершенно не у руля корабля, а, возможно, в трюме, ожидая четкой инструкции. И может быть, так даже спокойнее и стабильнее, решать тебе.
Итак, рекомендации:
- Провести психоаудит своей компании и свой индивидуальный психоскрининг.
- Работать над психоклиматом в компании, уделяя особое внимание выгоранию, личностным проблемам сотрудников.
- Работать над сплоченностью и единомыслием сотрудников.
- Усилить знания по управлению персоналом.
- Открыть (если еще нет) штатную единицу — психолога.
- Применять психологические приемы по разработке и стратегическому планированию в бизнесе.
- Проводить регулярный психоскринг, ведя статистику изменений.
Спрос рождает предложение
Развитие любой точки социального взаимодействия всегда сопровождает уровень восприятия, мышления и возможностей. Спрос рождает предложение. Развивая бизнес, ты должна четко понимать, какую нишу ты занимаешь или хочешь занимать, чтобы органично вписаться в рыночную конкуренцию и потребительский спрос.
Знание психологии поможет тебе достичь высот, которые некогда были недоступны. А точное знание, где бытует проблема, существенно сокращает время на ее поиски и исправление, даря новые инструменты управления и развития.
И помни, что бизнес — это не всегда про огромное предприятие на 20 000 человек. Сегодня бизнес-проект — это сам человек в концепции «Я — Бренд». Поэтому все что требуется большому бизнесу, не отменяет надобность и малому.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash