Коммуникабельность и эмпатия: как взаимосвязаны и почему важно их развивать?
Shutterstock: fizkes

Как развить эмпатию и коммуникабельность?

Коммуникабельность и эмпатия — это отличная связка ключей ко всему что только есть в мире. Ведь именно эмпатия и способность человека прокладывать конструктивный маршрут с субъектом или социумом, может сулить не только продвижение по жизни, но и полной интеграции своих целей, превращенных в результат. Человек, существо социально- зависимое, и общение между людьми порой может быть судьбоносным. Но если же эта способность общаться и выражать свои эмоции, является неотъемлемой составляющей устройства человека, то почему некоторые люди, не способны в полной мере говорить, сочувствовать, проявляться и выстраивать коммуникабельные рельсы взаимодействия? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова

Резервное копирование

Коммуникабельность и эмпатия — это симбиотичный союз возможностей IQ и EQ. И оба являются обязательными адаптивными программами взаимодействия, в том числе и показателями интеллектуальной и эмоциональной развитости.

Речь и способность считывать настроение оппонента — это последствие эволюционного оттачивания навыков выживания, обучения и взаимодействия.

У эмпатии есть два составляющих эмоциональной зрелости, и это:

1. Идентификация — это процесс копирования, подражания. Сонастройка с авторитетом или незнакомым оппонентом дает возможность осознать и адаптироваться под ситуацию и настроение. Например: ребенок, который подражает родителю в его эмоциональности, способах выражения речи в том числе и проживании травмы, будет копировать его поведение как сознательно, так и бессознательно, далее выдавая его поведение и образ мышление за свое.

Зачастую детско-родительские травмы, которые проживает ребенок, не являются только его травмами (не распространяется на личностную травматику: буллинг, травля, насилие). Это может быть акт сопереживания своему близкому и родному человеку, где попытка разделить и смягчить трудности приводит к тому, что человек теряет нить, где начинается его боль, а где родителя. Так происходит слияние и созависимость. И выйти на осознанную эмпатию индивиду трудно, так как мыслит детскими эмоциями, однобоко. Отсюда человек может очень хорошо копировать кого-то и подстраиваться под него, но сам не может четко осознавать и проявлять свою эмоциональную волю.

Интересный факт: в терапии люди с инфантильностью не умеют выражать эмоции, боятся их, сдерживают, неохотно воспроизводят возможные чувства оппонента или вообще отказываются от диалога. Но при этом могут пытаться подстроиться под настроение окружающих, например, терапевта, для того чтобы контролировать ситуацию, проявляя базовые формы идентификации.

Все это большой сигнал о том, что человек не владеет ситуацией, собой и своими эмоциями, конструктивного диалога не получается, так как человек бессознательно перетаскивает одеяло на себя, нарушая границы, как свои, так и оппонента.

2. Эмпатия в сепарации. Это способность и умение распознавать чувства и состояния другого человека. Индивид, который сепарирован от родительских эмоциональных триггеров, способен без страха погрузиться в эмоции другого человека, осознать и увидеть его эмоциональное настроение и предпринять необходимые действия. При этом сохраняя свою целостность и неприкосновенность оппонента, так как не наделяет его своей болью.

Коммуникация — это последствие и одновременно следствие работы эмоционального интеллекта. Если человек не развит эмоционально, то и интеллектуальная сторона также страдает. Так как нет понимания, о чем может быть ситуация, и как себя в ней вести, и можно ли выражать свои эмоции.

Разница между эмоционально зрелым и инфантильным человеком, в способности не только идентифицировать эмоции, но и их проявлять экологично, т.е. уметь совладать со своими эмоциями и доносить конструктивно свою мысль.

Коммуникабельность и эмпатия: как взаимосвязаны и почему важно их развивать?
Shutterstock: fizkes
Как развить эмпатию и коммуникабельность?

Если ты ощущаешь сложности в выражении своих мыслей, боишься публичных выступлений, не способна отстоять свои права, сомневаешься в себе или ругаешь себя за свое же поведение, то это большой сигнал о том, что ты находишься в фазе инфантильного мышления, где как ребенку многое нельзя, даже несмотря на то, что биологически тебе может быть 20, 40, 50, 60 или 90 лет.

А значит попробуй предпринять следующие действия:

1. Проанализировать свою коммуникацию и эмпатию. Умеешь ли ты распознавать свои/чужие чувства и эмоции? Умеешь ли ты слушать и слышать? Говорить и выстраивать долгосрочные отношения?

2. Заведи дневник эмоций, прописывай, что чувствуешь каждый день. Также проговаривай, а что я сейчас чувствую, ощущаю? И что мог почувствовать мой оппонент?

3. Пройдие скрининг у психолога или психотерапевта, на предмет развития эмоционального интеллекта (тесты EETS, BEES), получи расшифровку.

4. Проработай свою инфантильность с психотерапевтом, результат не заставит себя ждать.

5. Расширяй кругозор: общение с новыми людьми, культурное просвещение, творческая реализация.

Быть или не быть?

Сама по себе эмпатия не развивается, ею необходимо заниматься, так как она является продуктом успешности и реализованности в коммуникации и проявленности индивида.

Соответственно, важно работать с первопричинами, которые перекрывают эмоции и их проявление. Травмы, триггеры, убеждения, низкая или завышенная самооценка, страхи, неконтролируемая агрессия, незрелая сексуальность — все это тормозит личностный рост и возможности человека, так как делают его ригидным, зажатым и неадекватным.

На сегодня есть все инструменты для того, чтобы вырасти над собой и своим детским мышлением, выбор остается только за самим человеком, быть ли психически здоровым или не быть — вот в чем вопрос.


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock

Поделиться: