Как развить эмпатию и коммуникабельность?
Коммуникабельность и эмпатия — это отличная связка ключей ко всему что только есть в мире. Ведь именно эмпатия и способность человека прокладывать конструктивный маршрут с субъектом или социумом, может сулить не только продвижение по жизни, но и полной интеграции своих целей, превращенных в результат. Человек, существо социально- зависимое, и общение между людьми порой может быть судьбоносным. Но если же эта способность общаться и выражать свои эмоции, является неотъемлемой составляющей устройства человека, то почему некоторые люди, не способны в полной мере говорить, сочувствовать, проявляться и выстраивать коммуникабельные рельсы взаимодействия? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Резервное копирование
Коммуникабельность и эмпатия — это симбиотичный союз возможностей IQ и EQ. И оба являются обязательными адаптивными программами взаимодействия, в том числе и показателями интеллектуальной и эмоциональной развитости.
У эмпатии есть два составляющих эмоциональной зрелости, и это:
1. Идентификация — это процесс копирования, подражания. Сонастройка с авторитетом или незнакомым оппонентом дает возможность осознать и адаптироваться под ситуацию и настроение. Например: ребенок, который подражает родителю в его эмоциональности, способах выражения речи в том числе и проживании травмы, будет копировать его поведение как сознательно, так и бессознательно, далее выдавая его поведение и образ мышление за свое.
Зачастую детско-родительские травмы, которые проживает ребенок, не являются только его травмами (не распространяется на личностную травматику: буллинг, травля, насилие). Это может быть акт сопереживания своему близкому и родному человеку, где попытка разделить и смягчить трудности приводит к тому, что человек теряет нить, где начинается его боль, а где родителя. Так происходит слияние и созависимость. И выйти на осознанную эмпатию индивиду трудно, так как мыслит детскими эмоциями, однобоко. Отсюда человек может очень хорошо копировать кого-то и подстраиваться под него, но сам не может четко осознавать и проявлять свою эмоциональную волю.
Все это большой сигнал о том, что человек не владеет ситуацией, собой и своими эмоциями, конструктивного диалога не получается, так как человек бессознательно перетаскивает одеяло на себя, нарушая границы, как свои, так и оппонента.
2. Эмпатия в сепарации. Это способность и умение распознавать чувства и состояния другого человека. Индивид, который сепарирован от родительских эмоциональных триггеров, способен без страха погрузиться в эмоции другого человека, осознать и увидеть его эмоциональное настроение и предпринять необходимые действия. При этом сохраняя свою целостность и неприкосновенность оппонента, так как не наделяет его своей болью.
Коммуникация — это последствие и одновременно следствие работы эмоционального интеллекта. Если человек не развит эмоционально, то и интеллектуальная сторона также страдает. Так как нет понимания, о чем может быть ситуация, и как себя в ней вести, и можно ли выражать свои эмоции.
Разница между эмоционально зрелым и инфантильным человеком, в способности не только идентифицировать эмоции, но и их проявлять экологично, т.е. уметь совладать со своими эмоциями и доносить конструктивно свою мысль.
Как развить эмпатию и коммуникабельность?
Если ты ощущаешь сложности в выражении своих мыслей, боишься публичных выступлений, не способна отстоять свои права, сомневаешься в себе или ругаешь себя за свое же поведение, то это большой сигнал о том, что ты находишься в фазе инфантильного мышления, где как ребенку многое нельзя, даже несмотря на то, что биологически тебе может быть 20, 40, 50, 60 или 90 лет.
А значит попробуй предпринять следующие действия:
1. Проанализировать свою коммуникацию и эмпатию. Умеешь ли ты распознавать свои/чужие чувства и эмоции? Умеешь ли ты слушать и слышать? Говорить и выстраивать долгосрочные отношения?
2. Заведи дневник эмоций, прописывай, что чувствуешь каждый день. Также проговаривай, а что я сейчас чувствую, ощущаю? И что мог почувствовать мой оппонент?
3. Пройдие скрининг у психолога или психотерапевта, на предмет развития эмоционального интеллекта (тесты EETS, BEES), получи расшифровку.
4. Проработай свою инфантильность с психотерапевтом, результат не заставит себя ждать.
5. Расширяй кругозор: общение с новыми людьми, культурное просвещение, творческая реализация.
Быть или не быть?
Сама по себе эмпатия не развивается, ею необходимо заниматься, так как она является продуктом успешности и реализованности в коммуникации и проявленности индивида.
Соответственно, важно работать с первопричинами, которые перекрывают эмоции и их проявление. Травмы, триггеры, убеждения, низкая или завышенная самооценка, страхи, неконтролируемая агрессия, незрелая сексуальность — все это тормозит личностный рост и возможности человека, так как делают его ригидным, зажатым и неадекватным.
На сегодня есть все инструменты для того, чтобы вырасти над собой и своим детским мышлением, выбор остается только за самим человеком, быть ли психически здоровым или не быть — вот в чем вопрос.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock