Ситуация накаляется.
«Очень странные дела», «Шершни», «Начальная школа «Эбботт», «Хитрости», «Ночной суд», «Женщина при деньгах», «Сорвиголова: Рожденный заново» и другие проекты были поставлены на паузу из-за забастовки членов Американской Гильдии сценаристов, которая началась 2 мая 2023 года.
Что случилось?
Каждые три года восточное и западное отделения Гильдии сценаристов Америки представляют 11 500 сценаристов телевидения и кино для переговоров о новом контракте с крупнейшими голливудскими студиями. В этот раз переговоры ожидались непростыми.
За последнее десятилетие производство телевизионной продукции стремительно выросло, поскольку медиакомпании вложили миллиарды в потоковые сервисы. Но сценаристы говорят, что на их зарплатах это никак не отразилось. Руководители W.G.A. заявили, что нынешняя система сломана, утверждая, что «выживание писательской профессии поставлено на карту в этих переговорах», передает The New York Times.
Насколько далеки друг от друга обе стороны?
По-прежнему существует большой разрыв между тем, чего хотят писатели, и тем, что готовы предложить студии. Голливудские компании заявили, что их предложение включает «щедрое увеличение компенсации для писателей». Профсоюзы обвинили студии в том, что они занимают «неподвижную позицию» в переговорах, которая «свидетельствует о стремлении к дальнейшему обесцениванию профессии писателя».
Как это повлияет на фильмы?
Потребуется длительная забастовка, чтобы повлиять на кинопроцесс, поскольку производство фильмов занимает много времени. Киностудии работают примерно на год вперед; большинство фильмов, запланированных к выпуску в этом году, уже сняты.
Как это повлияет на сериалы, транслируемые по телевидению и потоковым сервисам?
Если забастовка затянется, зрители начнут замечать спад в выпуске новых телесериалов, хотя это станет заметно не раньше конца года. Реалити-сериалы, а также международные шоу, начнут выходить в меньшей ротации. А мыльные оперы начнут исчезать уже через месяц.
Как забастовка повлияет на ночные шоу?
Поздние ночные шоу, включая «Субботним вечером в прямом эфире», «Ночное шоу с Джимми Фэллоном», «Поздней ночью с Сетом Майерсом» и другие ушли в тень. Перед началом забастовки мистер Майерс сказал: «Если вы не увидите меня здесь на следующей неделе, знайте, что это нелегко, и что я буду очень скучать по вам».
Стоит отметить, что во время забастовки 2007 года ведущие поздних ночных программ не выходили в эфир в течение двух месяцев.
Едины ли сценаристы?
Исторически – да. На протяжении десятилетий между сценаристами и студиями существовала напряженность, и сценаристы часто чувствовали себя личностями второго сорта, особенно по сравнению с актерами и режиссерами. В середине апреля более 9 000 сценаристов одобрили забастовку 98 процентами голосов.
Сценаристы выходили на забастовки уже несколько раз, и в прошлом у них хватало духу проводить длительные забастовки, как это случилось в 2007 году, когда забастовка продлилась 100 дней. Но самая длительная забастовка в истории индустрии случилась в 1988 году и продолжалась 153 дня.
Каковы претензии сценаристов?
Писатели заявили, что на этих переговорах было несколько вопросов, которые были для них жизненно важны, в том числе установка ограничений по поводу использования искусственного интеллекта. Но самым важным для них является вопрос компенсации.
Они утверждают, что мир потокового вещания ухудшил условия их работы. Многие шоу содержат от 8 до 12 эпизодов в сезоне, в то время как на традиционном телевидении снимается более 20 эпизодов.
Сценаристы борются за повышение оплаты остаточной стоимости – вида вознаграждения за повторные и другие показы – которая, по их словам, является важнейшим источником дохода для писателей среднего класса, которых потоковое вещание поставило под удар.
Они также борются с тем, что они описывают как «злоупотребление мини-комнатами». Единого определения мини-комнаты не существует, но интерпретируется так: небольшая группа сценаристов, которая была нанята студиями до того, как шоу получило официальный зеленый свет. Но поскольку это не официальная комната сценаристов, студии используют это как оправдание для того, чтобы платить сценаристам меньше. Иногда сценаристы в мини-комнатах работают всего 10 недель, а затем вынуждены искать другую работу.
Что говорят студии?
Студии утверждают, что сейчас не лучшее время для серьезных изменений в оплате труда сценаристов. Рекламный рынок омрачен, а кабельные и вещательные сети, которые были высокоприбыльными на протяжении десятилетий, теряют зрителей.
К примеру, в прошлом году Netflix впервые за десятилетие потерял подписчиков. Это заставило руководителей студий быстро найти способ превратить свои убыточные потоковые сервисы в прибыльные предприятия.
Последствия оказались значительными. Disney в настоящее время сокращает 7000 работников, компания Warner Bros. Discovery в прошлом году сократила тысячи рабочих мест и отложила выпуск фильмов, так как столкнулась с огромной долговой нагрузкой. Многие другие студии принимают аналогичные меры экономии.
Какой ущерб?
Длительная остановка производства может нанести ущерб работникам, которые помогают поддерживать производство, таким как водители, работники химчисток, общественного питания, плотники и сотрудники складов пиломатериалов. Забастовка 2007 года, длившаяся 100 дней, нанесла экономике Лос-Анджелеса ущерб в размере 2,1 миллиарда долларов. Пока неизвестно, чем закончится забастовка сценаристов 2023 года.
Фото: Unsplash/ Shutterstock
Источник: The New York Times