Brain rot: культурный феномен цифрового выгорания

Экспертное мнение психотерапевта и клинического нейропсихолога Валентины Мухановой-Бирюковой.

от Мария Захарова
Опубликовано: 17 октября 2025, 14:03
Brain rot
Shutterstock: Chay_Tee

Современный человек живет в мире, где внимание стало самым дорогим ресурсом. Ежедневно мы сталкиваемся с тысячами стимулов: короткие видео, яркие заголовки, баннеры рекламы и бесконечный скролл ленты социальных сетей. И все чаще звучит термин brain rot, что в переводе с английского означает «разложение мозга». Не в прямом смысле; это не медицинский диагноз, скорее культурный/социальный и психологический феномен, как метафора о том, что постоянное потребление поверхностного контента истощает когнитивные ресурсы и эмоциональную устойчивость. Итак, давай разбираться.

Что такое brain rot?

Термин brain rotвозник в интернет-сленге и описывает состояние ментальной апатии, снижения концентрации и творческой активности, возникающей на фоне легкодоступной цифровой стимуляции. Это состояние, когда человек осознает, что его мозг «перегружен», но не насыщен. Много информации, но мало смысла.

И если раньше все как один говорили о проблеме зависимости от гаджетов у детей, то теперь она охватила практически все слои возрастной группы.

Психологические и нейропсихологические аспекты

Все чаще с сенсорной перегрузкой на прием психолога/нейропсихолога поступают дети. Особую уязвимость показывают дети дошкольного и школьного периодов от 4-х до 12 лет, чья нервная система еще не сформировалась. Родители жалуются на плохую усидчивость, внимание, восприятие (никого не слышит, отключается от мира, игнорирует или агрессивно взрывается), повышенную истеричность/капризность, отсутствие интереса к игре, непослушание, неумение ждать или находиться один на один со своей скукой. Все это можно было бы смело подвести к органическим, психическим нарушениям или мозговым дисфункциям, но нет. Органически они в большей степени здоровы, но у них перегружена сенсорная система обработки информации головным мозгом.

На языке нейропсихологии это нарушение баланса систем вознаграждения и когнитивного контроля.

А именно:

  • Короткие видео активируют дофаминовую систему — быстрая награда, минимум усилий.
  • Ослабевает работа префронтальной коры, ответственной за произвольное внимание, планирование и саморегуляцию.
  • Возникает эффект выученной беспомощности: мозг привык получать удовольствие без усилий и теряет мотивацию к целенаправленной активности.

Психологически brain rot это форма цифрового выгорания. И проявляется она в:

  • Снижении концентрации и интереса к интеллектуальной деятельности;
  • Раздражительности, тревожности, прокрастинации, лени, апатии, эмоциональной нестабильности, нарушении сна (ночные интернет-серфинги), питании (быстрая еда под гаджет) и так далее.
  • Утрате чувства времени и внутреннего отклика на реальный или офлайн-опыт и общение;
  • Сублимации реальной жизни в интернет-пространстве: игры, лудомания, сайты знакомств и т.д.

Даже длительность роликов, серий сериалов или обучающей программы сегодня стремительно сокращается, так как пресыщение доходит уже до такой степени, что люди не выдерживают и трех минут, не говоря уже о фильме длительностью более 40 минут, а уж тем более — о длительном обучении, где нужно думать, быть включенными и внимательными.

Brain rot: культурный феномен цифрового выгорания
Shutterstock: valiantsin suprunovich

Пути коррекции и профилактики

Сокращать когнитивно-дофаминовые подкормки гаджетами: ребенку и взрослому полезно поскучать. Именно скука первая встретит «ломку» в поисках быстрой дозы интернет-допинга. Нервная система способна заполнить скуку самостоятельно, мозг будет генерировать идеи, чем себя занять, главное не поддаваться на провокации и составить четкий план действий. Если ребенок совсем маленький, то его распорядок дня и нагрузка полностью зависят от родителя, поэтому стань примером и ориентиром для своего ребенка.

А это значит, что нужно больше действий, направленных на восстановление естественных ритмов работы мозга:

  • Дозировка цифрового времени: убрать гаджеты из современного мира насовсем не получится, поэтому действуй с умом.
  • Возврат к телесности: больше времени на прогулки, добавление физической активности, спортивных секций, прогулки на детских площадках, выезды на природу.
  • Добавить интеллектуальную нагрузку: детям чаще читать на ночь, если еще не умеют сами; играть в игры, требующие усилия, концентрации, логики и развития стратегии; а также занятия музыкой, шахматами, рисованием, пением и т.д.

Если у ребенка или взрослого выявлены органические или минимально-мозговые дисфункции (СДВ, СДВГ, ЗРР, ЗПРР, РАС и другие), то помимо ограничительных мер в потреблении цифрового контента необходима комплексная помощь специалистов психолога, нейропсихолога, невролога и психиатра, направленная на коррекцию и развитие высших психических функций.

Важно понимать, что не стоит драматизировать и демонизировать интернет, гаджеты или современные технологии. Проблема не в них, а в том, как человек ими распоряжается. Сегодня существует масса полезных онлайн-программ, направленных в том числе на коррекцию ВПФ, которые, например, используются теми же нейропсихологами для коррекции различных нарушений и показывают отличные результаты. Также не стоит забывать о дистанте как возможность, ведь сегодня реально учиться, работать и общаться, находясь в любой точке мира.

Технологии созданы делать нашу жизнь лучше, но не должны ее заменять.

Поэтому стоит задуматься, чем ты наполняешь свой мозг и мозг своего ребенка вчера, сегодня, завтра. Ведь мозгу нужна не только «пища», но и возможность ее «переварить».


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше