Современный человек живет в мире, где внимание стало самым дорогим ресурсом. Ежедневно мы сталкиваемся с тысячами стимулов: короткие видео, яркие заголовки, баннеры рекламы и бесконечный скролл ленты социальных сетей. И все чаще звучит термин “brain rot”, что в переводе с английского означает «разложение мозга». Не в прямом смысле; это не медицинский диагноз, скорее культурный/социальный и психологический феномен, как метафора о том, что постоянное потребление поверхностного контента истощает когнитивные ресурсы и эмоциональную устойчивость. Итак, давай разбираться.
Что такое brain rot?
Термин “brain rot” возник в интернет-сленге и описывает состояние ментальной апатии, снижения концентрации и творческой активности, возникающей на фоне легкодоступной цифровой стимуляции. Это состояние, когда человек осознает, что его мозг «перегружен», но не насыщен. Много информации, но мало смысла.
И если раньше все как один говорили о проблеме зависимости от гаджетов у детей, то теперь она охватила практически все слои возрастной группы.
Психологические и нейропсихологические аспекты
Все чаще с сенсорной перегрузкой на прием психолога/нейропсихолога поступают дети. Особую уязвимость показывают дети дошкольного и школьного периодов от 4-х до 12 лет, чья нервная система еще не сформировалась. Родители жалуются на плохую усидчивость, внимание, восприятие (никого не слышит, отключается от мира, игнорирует или агрессивно взрывается), повышенную истеричность/капризность, отсутствие интереса к игре, непослушание, неумение ждать или находиться один на один со своей скукой. Все это можно было бы смело подвести к органическим, психическим нарушениям или мозговым дисфункциям, но нет. Органически они в большей степени здоровы, но у них перегружена сенсорная система обработки информации головным мозгом.
На языке нейропсихологии это нарушение баланса систем вознаграждения и когнитивного контроля.
А именно:
- Короткие видео активируют дофаминовую систему — быстрая награда, минимум усилий.
- Ослабевает работа префронтальной коры, ответственной за произвольное внимание, планирование и саморегуляцию.
- Возникает эффект выученной беспомощности: мозг привык получать удовольствие без усилий и теряет мотивацию к целенаправленной активности.
Психологически brain rot — это форма цифрового выгорания. И проявляется она в:
- Снижении концентрации и интереса к интеллектуальной деятельности;
- Раздражительности, тревожности, прокрастинации, лени, апатии, эмоциональной нестабильности, нарушении сна (ночные интернет-серфинги), питании (быстрая еда под гаджет) и так далее.
- Утрате чувства времени и внутреннего отклика на реальный или офлайн-опыт и общение;
- Сублимации реальной жизни в интернет-пространстве: игры, лудомания, сайты знакомств и т.д.
Даже длительность роликов, серий сериалов или обучающей программы сегодня стремительно сокращается, так как пресыщение доходит уже до такой степени, что люди не выдерживают и трех минут, не говоря уже о фильме длительностью более 40 минут, а уж тем более — о длительном обучении, где нужно думать, быть включенными и внимательными.
Пути коррекции и профилактики
Сокращать когнитивно-дофаминовые подкормки гаджетами: ребенку и взрослому полезно поскучать. Именно скука первая встретит «ломку» в поисках быстрой дозы интернет-допинга. Нервная система способна заполнить скуку самостоятельно, мозг будет генерировать идеи, чем себя занять, главное — не поддаваться на провокации и составить четкий план действий. Если ребенок совсем маленький, то его распорядок дня и нагрузка полностью зависят от родителя, поэтому стань примером и ориентиром для своего ребенка.
А это значит, что нужно больше действий, направленных на восстановление естественных ритмов работы мозга:
- Дозировка цифрового времени: убрать гаджеты из современного мира насовсем не получится, поэтому действуй с умом.
- Возврат к телесности: больше времени на прогулки, добавление физической активности, спортивных секций, прогулки на детских площадках, выезды на природу.
- Добавить интеллектуальную нагрузку: детям чаще читать на ночь, если еще не умеют сами; играть в игры, требующие усилия, концентрации, логики и развития стратегии; а также занятия музыкой, шахматами, рисованием, пением и т.д.
Если у ребенка или взрослого выявлены органические или минимально-мозговые дисфункции (СДВ, СДВГ, ЗРР, ЗПРР, РАС и другие), то помимо ограничительных мер в потреблении цифрового контента необходима комплексная помощь специалистов — психолога, нейропсихолога, невролога и психиатра, — направленная на коррекцию и развитие высших психических функций.
Важно понимать, что не стоит драматизировать и демонизировать интернет, гаджеты или современные технологии. Проблема не в них, а в том, как человек ими распоряжается. Сегодня существует масса полезных онлайн-программ, направленных в том числе на коррекцию ВПФ, которые, например, используются теми же нейропсихологами для коррекции различных нарушений и показывают отличные результаты. Также не стоит забывать о дистанте как возможность, ведь сегодня реально учиться, работать и общаться, находясь в любой точке мира.
Технологии созданы делать нашу жизнь лучше, но не должны ее заменять.
Поэтому стоит задуматься, чем ты наполняешь свой мозг и мозг своего ребенка — вчера, сегодня, завтра. Ведь мозгу нужна не только «пища», но и возможность ее «переварить».
Автор: Валентина
Муханова-Бирюкова, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock