Сайт www.schitaetsya.kz — уникальный проект для сбора статистики о бытовом насилии в Казахстане. Все зарегистрированные случаи собраны и рассортированы по годам и регионам для журналистов, активистов и неравнодушных людей. Создательница проекта Вероника Фонова верит, что каждый кейс важен, а каждая женщина считается.
Почему ты сделала проект «Считается» и почему важно знать цифры и фиксировать кейсы бытового насилия?
Я сделала проект «Считается», потому что с детства о бытовом насилии знала не по опыту незнакомых людей, а по рассказам самых близких. Для меня было очень важно сделать хотя бы то, что в моих силах: собрать статистику, номера кризисных центров, информацию о законах и рекомендации от эксперток. Я думаю, полезно иметь подобные данные под рукой и в одном месте и, может быть, этот проект поможет распространить информацию шире.
Изначальная концепция сайта была в трех источниках данных: официальный от генпрокуратуры, НПО и фонды, помогающие женщинам, и личные истории, которые публикуются анонимно на отдельном разделе сайта. Если сравнить их и проанализировать, то главную проблему сложно не заметить – большинство случаев не доходит до суда и преступников не наказывают. По многим статьям видно, что за годы ведения статистики применены они были буквально несколько раз – та же самая статья об «Истязании», которая должна применяться в случаях систематического насилия, по факту за десять лет использовалась около десяти раз. Также количество звонков и обращений на линии доверия показывает, что проблема имеет огромные масштабы. Но законы, пока что не обеспечивающие безопасность пострадавшим, не позволяют ни самим женщинам, ни представляющим их интересы адвокатам добиваться справедливости и защиты. Поэтому я считаю, что важно фиксировать случаи, важно показывать расхождение официальной статистики с реальным положением дел и важно показывать, к чему приводит многолетнее игнорирование требований принять работающий закон.
Прокомментируй ситуацию в стране, как будто чаще стали говорить о насилии в отношении женщин – стало ли его больше или стали говорить об этом чаще? Может, есть интересные комментарии по регионам или в течение нескольких лет что-то менялось?
О насилии действительно стали говорить больше. Появилось больше независимых медиа, новости стали публиковаться в соцсетях и мессенджерах, это, определенно, тоже сыграло свою роль. Сложно сказать, стало ли насилия больше. Может показаться, что да, но на деле раньше просто не было возможности об этом говорить и освещать такое количество кейсов.
Как должен измениться закон и что можно сделать, чтобы защитить женщин?
На сайте «Считается» есть раздел с выжимкой изменений, предложенных в законопроекте 2020 года. Среди них были: криминализация побоев, ужесточение административной ответственности за противоправные действия в СБО, введение ответственности за нарушение запретов в адрес потерпевших (преследование, посещения, угрозы). Также предлагалось ввести меры по оказанию помощи пережившим бытовое насилие и по профилактической работе с преступниками. Но, к сожалению, законопроект не прошел из-за негативной реакции Союза родителей и организации «Единство осознанных», так как многочисленные участники движения считают, что побои – не преступление, а способ воспитания. Поэтому вкупе с работой над законом я вижу большую необходимость в диалоге государства с людьми и освещении информации о недопустимости применения физической силы и любого вида насилия.
Фото: Пресс-офис