Можно ли перевоспитать нервную систему?
Практически каждый человек, который пытается понять, почему он поступил так, а не иначе, приходит к мысли, что ведь можно было бы по-другому, более эффективно или результативно прийти к консенсусу. Но нет, не мог. И вот почему, давай разбираться.
Что такое травматические качели, и почему мозг в моменте выдает только настроенные перцептивные установки? А также почему травматические качели — жизненно необходимый инструмент? Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Что такое травматические качели?
Травматическими качелями принято условно называть процесс перемещения между двумя состояниями — интрузии и избегания. Завершающим этапом, выходом из травматичных качель будет принятие.
Интрузией называют процесс, где человек реагирует на триггерные точки (слова, поведение, запахи, вкусы, музыка, обстановка), и раз за разом возвращается в травматичную ситуацию для переосмысления случившегося как эмоционально, так и когнитивно. Человек при этом может быть очень перевозбужден (или зажат, подавляя агрессию) и всеми силами будет стремиться найти ответ, причину, что-то предпринять, попытаться вернуть или исправить ошибку. Бездействие будет равняться смерти. Прощение себя или другого на данном этапе практически невозможно.
Следующий этап, который преследуют человека с травмой, — это избегание.
В точке избегания человек накапливает ресурс для репогружения в стадию интрузии, для активной переработки субъективных данных и выхода на полноценную, двустороннюю картину случившегося. В терапии я этот процесс называю «рубикон», так как по сути это точка невозврата, где человек должен принять решение о том, идет ли он в решение травмы, где изменится его поведенческая программа, или ресурсов пока недостаточно, и нужно еще поработать над его опорами и вторичными выгодами — служение травме.
Если человек выбирает «идти в травму» и работать над ее разрешением, он дает возможность мозгу обрести новый поведенческий маршрут, где появляются ресурсы для адекватного реагирования на раздражитель. Это называется принятием.
Почему мозг в моменте выдает только настроенные перцептивные установки?
Каждый человек в критической ситуации выдает только тот способ реагирования, которому он научен. В образ его реакции входят инстинктивные программы, помноженные на поведенческие стратегии, приобретенные в социальной среде, в которой рос индивид. Если человек «застрял в травме», его мозг всеми возможными путями будет искать выход из заточения реактивного реагирования. Например, если человека воспитывали агрессивными методами (ор, побои, насилие), где наказания были несправедливы и необоснованны, ребенок будет всеми силами стремиться к справедливости. И любой триггер из прошлого будет вызывать реактивную реакцию, как вариант, так же агрессивно стремиться к восторжествованию справедливости.
Таким образом, если ты обладательница травмы, которая совпадает с происходящей ситуации «здесь и сейчас», и не знаешь, как себя вести, то ты выдашь ровно то, что сидит на подкорке. Гештальтисты этот процесс называют «незакрытый гештальт», т.е. урок не усвоен, нет другого способа реагирования, и эта ситуация будет повторяться вновь и вновь, пока не закроется гештальт.
Особенность травматических качель в том, что они всегда запускаются одновременно: реакция организма из разряда «бей или беги» и параллельно, запуск защитных механизмов, диссоциации, замирания, паралича. Именно поэтому когда человек сталкивается с травмой, часто находится в аффективном состоянии, где одновременно хочется сбежать или ударить и впасть в рационализацию (попыткой оправдать) с диссоциацией (это все не со мной, не про меня).
Травматические качели — жизненно необходимый инструмент
Для мозга первостепенной задачей стоит выживание. Поэтому в моменте кризиса его не сильно волнуют незнакомые способы реагирования, т.к. это попросту кажется ненадежным, а проверенным (даже если это провальный объективно способ), к которому привык человек, кажется ему весьма удачным. Самое интересное начинается как раз таки после произошедшего, где человек погружается в размышления, тревогу, стыд, вину, ища собственную реабилитацию.
Тем не менее, травматические качели — это необходимый инструмент для выживания. А именно, стоит задача: довести до ума прерванное действие. Задача процесса переработки: записать событие в кору головного мозга, переведя его в долговременную память, и в подходящий момент привести навык в исполнение.
На этом этапе очень важным является обратиться за помощью к специалистам, так как выводы о случившемся могут быть некорректными (особенно касается людей, испытавших шок, аффект, насилие), и может сформироваться травмокомпенсаторный стиль контроля, который будет запускать хронический травматический процесс (кошмары, энурез, энкопрез, аддикции, невротические отклонения и т.д.), на исправление которых уйдет немало времени в терапии.
Можно ли перевоспитать нервную систему?
Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но зато рождаются новые, пришедшие на место «отработанных». Ведь природа не терпит пустот. Наш мозг невероятно пластичен, и процессы образования и дифференцирования синапсов происходят постоянно. Другими словами, мозг постоянно адаптируется к стилю и образу жизни своего носителя.
Перевоспитать нервную систему эффективно в психокоррекции, где совместно с психотерапевтом или психиатром, возможно, практически любую психологическую или психическую травму можно перепрограммировать. Так же возможно реабилитировать очень сложные структуры психической деятельности, распределенной на разных узлах мозговой активности, или создать новую структуру. Например, можно создать новый речевой центр, если прежний был утрачен при травме, этим занимаются нейропсихологи.
Перевоспитание или перепрограммирование нервных клеток представляется возможным из-за нашего биологического резерва в мозгу. Дело в том, что у нас с самого первого нервного узла при зарождении заложены клетки, которые уже настроены на определенные программы. А есть клетки «необученные», они и ждут своего звездного часа. Именно благодаря им мы можем и способны реабилитироваться, обучаться и открывать что-то новое для себя каждый день.
Ограничения только у нас в голове
Под итог важно подчеркнуть, что человеком управляет его личная констатация о том, что с ним, и кто в этом виноват. Теперь ты знаешь, что это проделки мозга, который стремится к стабильной реакции для выживания. И да, удовольствие и счастье, к которому стремится человек, в контексте выживания, могут вообще не фигурировать. Также ты уже понимаешь, что если ты однажды чего-то избежала, это совершенно не означает, что это не повторится вновь. Поэтому помоги своему мозгу проложить новую стратегию адаптации, выходя из старого плена травмы.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock