Близится самая волшебная ночь в году, и у многих взрослых обостряются детские неврозы.
Для кого-то новогодняя суета – это предвкушение чуда, где елка наряжена еще с ноября, а для кого-то новый год ассоциируется не с самыми лучшими воспоминаниями, где они тихо ждут, когда закончится вся эта праздничная мишура. Что же в это время происходит с детьми, когда они наблюдают за своими родителями? Нужно ли детям чудо? И как семейные традиции способствуют укреплению отношений и самоценности ребенка? Рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Ожидание чуда и есть чудо
Ребенок всегда является продолжением своего родителя. Все, что его окружает с пеленок, и есть его мир. Чем он наполнен, и чем руководствуется родитель, скажется на его призме восприятия в будущем.
Существуют родители, которые настроены серьезно с первого года жизни ребенка, популярно объясняя ему что да как, торопясь вырвать его из детской непосредственности. На самом деле присутствие чуда ребенку просто необходимо, так как именно через метафоры и сказки ребенок обретает необходимые опоры понимания того, чего пока не в силах осознать как взрослый. Как когда-то древним людям приходилось выдумывать бога грома и молний, так как не могли найти рационального объяснения природным явлениям.
Необходимость сказочных персонажей необходима ребенку, чтобы:
- Снять тревогу и напряжение, особенно если случился казус;
- Привести ребенка к ответу или решению проблемы через сказку или сочиненный рассказ (через зайчика ребенку легче рассказать, что это он разбил любимую вазу мамы), так как через третье лицо ребенку легче взять ответственность;
- Через волшебные способности главных любимых героев, формируется фантазия и стремление стать самим героем, полюбить добрые дела (элементарно помогать по дому родным), формируя сопричастность;
- Расширить представление о добре и зле;
- Помочь осознать важность внимания извне и социализироваться.
Происходит это именно так по очень простой физиологической причине – дозревание вторичных и третичных отделов коры головного мозга, происходит только к 7-8 годам, т.е. более сложное ассоциативное, критическое и структурное мышление у детей младшего возраста не развито и приходит только с готовностью мозга это принять. Именно поэтому дети к 8 годам уже точно могут проявить чудеса дедукции, в отличие от трехлетки.
О важности семейных традиций
Подражание родителю – инстинктивно заложенная природой задача, так ребенок научается не только тому, что умеет его взрослый, но и учится самовыражаться через сопричастие к большой и значимой фигуре родителя.
О реализованности ребенка в будущем можно будет говорить через умение и смелость заявлять о себе миру.
Трансформация этого проходит через три этапа:
- Возможности выражения претензий родителю (возможность быть собой, где родитель безопасная и принимающая сторона)
- Осознание претензий к себе (осознание своей ответственности за свои поступки)
- Заявление своих претензии к миру (желание проявиться, брать/отдавать, найти свое место в мире)
Для того чтобы стать безопасной и принимающей стороной для ребенка, родителю необходимо создать доверительные условия, на которых ребенок будет чувствовать свою ценность, получая обратную связь.
В этом родителю помогут следующие приемы:
а) Игра. Это помощь ребенку проговорить или прожить невыраженные чувства и эмоции. Помогает самовыражаться и прочувствовать свои предпочтения, кем хочет стать, когда вырастет, развивает коммуникацию или усидчивость. Также это отличный инструмент по работе с защитными механизмами. (В игровой форме можно справляться с сопротивлениями/капризами, ставя акцент на соревнование, ловкость и прозорливость).
б) Создание семейных традиций и ритуалов. Дело, в котором ребенок принимает непосредственное участие, помогает почувствовать себя любимым, сопричастным, нужным, полезным, снижает тревожность, поднимает настроение и оставляет ощущение полного счастья, которое он пронесет сквозь года и для своих детей. Это может быть лепка снеговика, пряников, традиционные ужины, изготовление кормушек для птиц, рисунки и поделки, помощь приютам, совместные вылазки в любимые места, встреча с родственниками и близкими людьми и так далее.
Также не менее важно упомянуть о гипермогуществе родителя. Это о том, когда родитель сиюминутно выполняет любой каприз ребенка. Причин этому поведению может быть несколько: большая занятость родителя и откуп подарками, сублимация собственного «голодного» детства – так или иначе случается утрата желаемого у дитя. Такому ребенку ничего не нужно, ничего не хочется, и он ни к чему не стремится. А попытки его удивить могут закончиться истерикой или обесцениванием.
Чтобы этого не случилось, взрослому необходимо разобраться со своими мотивами: для чего и зачем он ведет такую стратегию? Если вовремя не остановиться, то можно не только потерять контакт с ребенком и его желанием развиваться, но и самого ребенка, которому уже ничего не интересно.
Не жди чуда, чуди самостоятельно
Для ребенка совершенно не важно, как ты выглядишь и сколько зарабатываешь. Важно только то, как родители относятся друг к другу, насколько они трепетны и заботливы. Ребенок смотрит, что важно для тебя и какие ценности ты прививаешь.
Даже если твой ритуал – это кормить уток на озере, для ребенка это уже событие, которое создаст в памяти приятные воспоминания.
Улыбки и веселье, сказанное вовремя нужное слово, помощь и поддержка в трудную минуту – это и есть чудеса, которые не должны покидать никого и никогда.
С наступающим неизбежным чудом!
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash/Jonathan Borba/Jeremy McKnight/Dari lli