Екатерина Старостина

Сейчас сет-дизайн встречается повсеместно. К нему относится и оформление витрин в магазинах, и наполнение ленты в социальных сетях, и разработка идей для создания декора фотостудии на съемках. Екатерина Старостина давно работает в области сет-дизайна и разрабатывает новые креативы для пространств, объекты для эдиториалов, спецпроектов и медиа-сферы. Она известна своими работами с известными брендами, такими как Prada, Gucci и Puma и успешное сотрудничество с амбассадорами моды — Vogue Russia, Esquire Russia, ELLE Girl Russia, InStyle Russia. Екатерина поделилась своим опытом и рассказала о ярких проектах в сфере сет-дизайна.

Екатерина, профессия сет-дизайнера достаточно новая для сферы моды и стиля. Как вы осознали, что хотите развиваться именно в этом направлении?

Я начала заниматься фотографией еще со студенческой скамьи, когда получала образование на факультете журналистики МГУ по направлению фотожурналистики. Постепенно я обратилась в сторону фешн-фотографии и стала интересоваться новыми трендами в ней, одним из которых был сет-дизайн. Этот интерес из большой насмотренности достаточно быстро перешел в практическую деятельность и я посвятила себя профессиональному сет-дизайну. Поначалу я работала с предметными съемками, постепенно увеличивая масштаб до проектов с застройкой целых съемочных павильонов. Собственно, так я и пришла в профессию, где успешно работаю последние годы.

В чем отличие простой предметной фотографии от фотографии с сет-дизайном? И что такое сет-дизайн в целом?

Если говорить очень обобщенно, то сет-дизайн — это разработка креативной концепции и реализация различных инсталляций: от оформления торговых витрин, до декораций для съемок, эдиториалов, показов мод. Сет-дизайн не всегда сделан для фотографии, сет-дизайном могут быть сценография в театре, флорал-арт в витрине магазина, оформление стола с едой на мероприятии и так далее. И даже если мы говорим о простой предметной фотографии продукта — то как лежит предмет в кадре на белом фоне без реквизита или, например, на какой-то глянцевой поверхности — тоже может быть работой сет-дизайнера (правильно закрепить и наклонить по ракурсу продукт, подобрать поверхность). В данном случае я не могу выделить какого-то отличия, обозначить, что есть «простая» фотография (куда уж проще, чем продукт на белом фоне) и фотография с сет-дизайном. Работа сет-дизайнера может быть совсем не на лицо, это не обязательно куча реквизита в кадре, это может быть макроснимок помады, на которую сет-дизайнер капнул маленькую каплю воды. Эту фотографию можно было бы назвать «простой», хотя в ней есть сет-дизайн.

Каким был ваш первый проект в сфере сет-дизайна?

Несколько лет назад, я работала фоторедактором и креативным продюсером в журнале Wonderzine. Это способствовало развитию вербально-ассоциативного мышления, умению раскрывать смыслы через изображения и иллюстрации с абстрактными формами и предметами. 

Предшествующий опыт помогает мне и в сет-дизайне сегодня. Примерно те же приемы влияют на подбор форм предметов, материалов и сочетаний. Я смотрю на то, какие ассоциации вызывает объект, какие смыслы могут за этим стоять, о чем будет говорить этот кадр.  

Стартовым проектом был для меня новогодний эдиториал в журнале Wonderzine, который мы снимали с фотографом Катей Туркиной. На прошедшей съемке за мной была закреплена роль продюсера, но мне захотелось сделать несколько ваз с застывшим синим желе для предметных кадров. Результат удивил меня и ребят, и мы стали экспериментировать: помещать внутрь желе украшения, снимать кадры с вазами в руках модели. Тогда я еще не думала о профессии сет-дизайнера, но этот первый опыт был впечатляющим и определил мой дальнейший путь.

Какие сегодня актуальные тренды сет-дизайна?

Я бы не сказала, что есть какое-то одно актуальное направление для сет-дизайна на сегодняшний день. Сейчас можно встретить съемки для крупных изданий и брендов, которые переосмысляют, например, стиль школы Баухауса или воссоздают образы Триадического балета Оскара Шлеммера. В то же время есть съемки, где сет-дизайн вообще создан с помощью 3D технологий и искусственного интеллекта и отражает современную диджитал-эстетику. В одном из своих проектов для бренда Puma я как раз работала в таком направлении: создавала реальные сет-заготовки и инсталляции, которые впоследствии дорабатывала с 3D художницей — это был очень интересный опыт, позволяющий по-новому взглянуть на мою работу. 

Вы обладаете богатым и ценным опытом, благодаря работе с крупными и мировыми брендами, такими как Prada, Gucci и Puma. Совместные проекты и коллаборации с мировыми брендами — мечта многих дизайнеров. Расскажите, как вы к этому пришли?

Пожалуй, мое основное отличие от многих коллег сет-дизайнеров в том, что я редко просто собираю реквизит или передаю задачи по изготовлению объектов для сета производствам или дизайн-студиям, а работаю руками сама. Я владею различными техниками работы с материалами от сварки, формовки и отливки из полимеров до моллирования стекла, и эти навыки позволяют мне изготовить практически что угодно, что может понадобиться для проекта, и сделать это в авторской стилистике. Именно за этим видением и моим уникальным стилем ко мне обращаются бренды. Я часто сталкиваюсь с тем, что получаю мудборд от заказчика уже с моими объектами, которые я активно выставляю в портфолио, с запросом сделать что-то подобное, потому что они нигде такого не встречали и вот увидели у меня. 

Я смотрю на то, какие ассоциации вызывает объект, какие смыслы могут за этим стоять, о чем будет говорить этот кадр.  

Что вам больше всего нравится в работе с известными брендами? Какой проект для вас имеет важное значение и ценность?

В работе над коммерческими проектами для меня очень важна свобода. Я никогда не работаю как исполнитель чужих идей и всегда стараюсь дополнить запрос от заказчика своими идеями и визуальными решениями, материалами и техниками, в которых мне было бы интересно поработать. Больше всего мне нравится, когда бренд полностью доверяет тебе как художнику и позволяет экспериментировать. Мне очень повезло, что практически со всеми известными брендами и журналами, с которыми я работала, такими как Prada, Gucci, Puma, Diesel, Vogue, Esquire, Instyle и другими, мне удавалось сохранять эту позицию и самой придумывать идею сет-дизайна для проекта.

Какой проект вы любите больше всего?

Один из моих любимых проектов — спецпроект Prada в журнале The Blueprint. Задача съемки была отразить четыре формы восприятия: визуальную, слуховую, кинестетическую и дигитальную. Не самая простая идея, которая требовала тонкого подхода в выборе визуальных решений. У меня давно было желание построить в студии бассейн с черной водой, и вместе с командой у нас появилась идея использовать эту декорацию для кадра, иллюстрирующего слуховую концепцию восприятия — образ кругов на воде ассоциировался с волновой природой звука, и мы придумали кадр, в котором модель, лежащая посреди черного озера, слушает воду. Для других кадров этого проекта я выбрала не менее интересные решения: поработала с силиконами и подвесила четырехметровое дерево к потолку.

У вас есть любимые темы/фактуры/стили? И, наоборот, популярные приемы, используемые в оформлении?

Я часто обращаюсь к так называемой «эстетике стройки», использую «грязные» индустриальные материалы в сочетании с элегантными дорогими вещами брендов — мне нравится такой контраст. Люблю использовать в сете реди-мейды с найденными объектами. Например, в съемке для бренда Dr.Martens я создавала скульптуры с предметами, найденными на барахолках и строительных мусорках. Эта съемка интересна еще тем, что все композиции были созданы без единого крепления, на балансе объектов. Мне хотелось создать некоторый оммаж на балансирующие работы одного из моих любимых художественных дуэтов Петера Фишли и Давида Вайса.

У вас плотный график работы?

Да. Помимо съемок с брендами, сейчас я активно занимаюсь развитием своего курса по сет-дизайну и работе с материалами SETMATERIALSTUDY. Бывают недели, когда расписание занятий настолько плотное, что времени на другие проекты не остается. Однако, и курс, и моя коммерческая съемочная практика отлично дополняют друг друга: в ходе экспериментов с материалами со студентами я часто разрабатываю новые техники, которые впоследствии использую в коммерческих проектах. А непосредственный опыт работы на съемках становится базой для обучения студентов, передачи им практических знаний. 

Вы совмещаете рабочие процессы вместе с образовательными проектами, имея серьезный опыт преподавания в Photoplay и школе Родченко. Над чем вы работаете сейчас?

В прошлом году я запустила проект SETMATERIALSTUDY. Этот образовательный курс соединяет в себе мои подходы к сет-дизайну: мы не только изучаем эту профессию в области дизайна и моды, но работаем с разнообразными материалами, учимся их ощущать, создаем объекты на стыке дизайна и искусства. Я не нашла аналогов подобных курсов и решила организовать свою личную инициативу в виде этой программы. Да, у меня есть серьезный опыт преподавания в Школе Родченко и Photoplay. Многие откликнулись на участие в моей программе, у нас собралась достаточно сильная команда преподавателей из художников, ремесленников, флорал-артистов, интерьерных дизайнеров, фотографов, арт-директоров.

Я работаю над расширением программы курса, в связи с активным интересом от молодых профессионалов. В этом году к нам добавились лекторы по материаловедению и работе с нейросетями, и в будущем я собираюсь развивать дополнительную англоязычную программу со множеством новых спикеров.


Интервью: Сабина Абасова

Фотографии предоставлены героиней.

Поделиться: