Режиссер театра им. Е.Вахтангова Гульназ Балпеисова о спектаклях, любви априори и творческих скитаниях

Театральная магия.

Жизнь и детство «маленького Маугли»

Мое детство прошло в ауле Шынгырлау, что в переводе с казахского означает «вопиющий». Честно, думаю, название моего родного аула в какой-то степени наложило свой отпечаток на становление моего характера. До пяти лет моя жизнь «маленького Маугли» была полна приключений, так как подразумевала в себе огромное количество самостоятельности. С раннего возраста, а именно с двух лет, я ухаживала за домашним скотом и следила за огородом. Что касается семьи, моя мама в то время была журналистом в местном издании, но любопытно отметить, что она за всю свою карьеру поменяла около пяти профессий. Начиная от воспитательницы детского сада и заканчивая судьей. Точнее, их уже шесть. Профессию судьи она тоже сменила и сейчас занимается организацией круизов. Мой отец был чемпионом по самбо и дзюдо. Помимо выполнения своих отцовских обязанностей, он был также моим тренером. К слову, очень строгим: проиграть бой было не страшно, но вернуться после проигрыша на тренировку – куда ужаснее.

Творческие скитания

В детстве мы с дедушкой постоянно разыгрывали разные сценки: то у него останавливается сердце и я выступаю в роли врача, то он в роли опасного серого волка, а я прячусь от него. Мультфильмов у нас в то время особо и не показывали ведь. Подростком я решила, что хочу стать художником, отучилась в художественной школе. Помню, все время себя разрисовывала, рвала и красила свою одежду; создавала даже небольшие коллекции. Еще у меня была собственная танцевальная группа –мы проводили показы с элементами перформанса. Команда, кстати, называлась «Другие» (в контексте «особенные»). Свой академический путь я тоже связала с творчеством и начала со специальности дизайнер-модельер в Санкт-Петербурге, но вскоре решила попробовать себя в роли актрисы и поступила в ГИТИС. Однако мое любопытство ко всему новому не дало мне продолжить учебу в ГИТИСе и я пошла учиться на театрального критика в СПбГАТИ. Однако самым важным и поворотным в моей жизни стало Щукинское училище, где я впервые поняла, что за искусство такое режиссура.

Режиссер театра им. Е.Вахтангова Гульназ Балпеисова о спектаклях, любви априори и творческих скитаниях

Театр им. Вахтангова, Римас Туминас и я – как все началось

Римас Владимирович (Туминас, художественный руководитель Государственного академического театра им.Е.Вахтангова – прим.ред) позвал меня ассистентом на втором курсе. У него такая практика: каждый его студент проходит с ним процесс создания спектакля от самого начала и до его выпуска. Знаете, подобную практику можно сравнить с подмастерьями у Леонардо Да Винчи или Рафаэля. Художники ведь и не учили, а их помощникам можно было лишь наблюдать за их работой и лишь изредка мыть их кисти. В любом случае это ведь такая колоссальная ответственность – иметь возможность присутствовать при создании настоящих шедевров. Но любое усердие всегда окупается и подмастерья, все-таки, впоследствии имели возможность нарисовать хотя бы маленькую муху на полотне великих гениев живописи. На самом деле, мне очень повезло, что я родилась и выросла в Казахстане. Казахский менталитет, который, в моем случае, проявлялся во всецелом уважении к старшим равно как и в умении их слушать, дал свои плоды. Все удивлялись моему терпению, а для нас ведь это в порядке вещей. Меня ведь даже называли «железным человеком» одно время. Как раз таки из-за моего бесконечного терпения. Хотя, мне такое сравнение чуждо: человек я достаточно добрый.

Мои спектакли или почему предстать нагим, размышляя о мироздании, иногда недостаточно

О спектаклях очень сложно что-либо рассказывать – их лучше показывать. Вы знаете, в чем же заключается магия спектакля? Ты никогда не знаешь, каким он будет и как пройдет. Есть только один момент, в котором ты можешь быть уверен – это честность. Честность – единственный ценз, который можно применить к искусству. Мои спектакли всегда очень честные. Ведь бывает, что просто предстать нагим, размышляя о мироздании, не хватает. В таких случаях нужно больше душевного откровения, «снять кожу» перед зрителем. Это невероятное чувство, когда зритель во время спектакля рефлексирует вместе с тобой. Происходит некий момент катарсиса и именно в этот момент очень хочется верить, что театр лечит.

Режиссер театра им. Е.Вахтангова Гульназ Балпеисова о спектаклях, любви априори и творческих скитаниях

Летающее перо или что такое настоящий дримтим

Во время репетиции моего первого спектакля «В Париже», один из актеров сломал руку. Не просто актер, а профессиональный пианист, на котором держится вся музыкальная партитура спектакля. Необходимо было произвести ввод (актерский ввод – прим.ред). Пришлось вводить сразу двоих: и актера, и пианиста. Начали репетировать с полным пониманием того, что ничего не выйдет, ведь теперь нужно полностью «перекраивать» линию, а сдача спектакля уже сегодня. Но ситуация разрешилась положительно: мой актер-пианист таки сбегает из больницы и играет весь спектакль с гипсом на руке, играя на пианино шестью пальцами. Помню, как в тот момент эта ситуация казалась мне невероятной подставой, а сейчас она превратилась в прекрасную историю.

Вспомнился еще эпизод с последнего спектакля «Дорога» по Томасу Манну. В «Дороге» есть сцена монолога и мы очень хотели, чтобы во время этой сцены, над сценой летало перо. Вся команда ломала голову, как же это сделать. Я уже отпустила весь состав спектакля, ну а мы с главным актером все пытаемся заставить перо «летать». Прошло часа два и мы видим, как актриса из состава с уже уставшим выражением лица, тоже пытается всеми силами поддуть перо с помощью вентилятора. Оказалось, никто из актеров не ушел домой, все были озабочены «полетом» пера. Помню, как растрогалась в тот момент. Ведь согласитесь – ведь это и есть настоящий «dream team». В тот момент я была счастлива просто от самого процесса подготовки и казалось, что даже и результат уже не имел значения. Но отмечу, что результат был невероятный.

Станиславский не верил, а я поверила (и не зря) 

Еще Станиславский говорил: «Нет, не бывает женщин-режиссеров»! Конечно, подобные высказывания порождают стереотипы. Помню, в начале своей карьеры думала взять себе мужской псевдоним. Было любопытно посмотреть, как будут реагировать критики, зрители. Но вовремя поняла, что это глупость. «Женщина-режиссер». Согласитесь, есть в этой связке что-то таинственное и могучее. Тогда-то и понимаешь, что это не ущемление, а наоборот – особенное внимание. Уж очень внимательны и вдвое взыскательнее любители театра (в лице критиков и зрителей) к женщинам. И это хорошо: ведь так у тебя больше шансов стать лучше.

Любовь априори 

Моя Родина, мои предки – вот, где моя сила, моя опора. Любовь к родной земле можно сравнить с любовью к близкому человеку. Человеку, которого ты любишь безусловно, и из-за этого редко признаешься в любви. Я называю это любовью априори.


Интервью. Малика Рустам. Фото. Личный архив Гульназ

Поделиться: