Перемены: почему страшно начинать заново?

Разбираемся вместе с психологом, психотерапевтом и нейропсихологом Валентиной Мухановой-Бирюковой.

Страшно менять профессию или привычный жизненный уклад, переезжать, заканчивать отношения, неизбежно вступая в новое. Почему нас пугают перемены и зачем мы избегаем неминуемое? Ответы хранятся в устройстве психики.

Назад в будущее

Человек, как и миллионы лет назад, мало поменялся в потребности получать удовольствие. Каждый добытый кусок от земли до хлеба несет свой комфорт, гарантируя следующий день. По природе своей человек, как и все млекопитающие и высшие позвоночные, ленив. Именно привычный, стабильно работающий сценарий приносит человеку удовольствие, где малейший дискомфорт может заставить понервничать и насторожиться.

Перемены пугают человека, когда с их приходом он видит риск утраты, где есть опасность с ними не справиться. На сознательном уровне это могут быть первичные или приоритетные страхи о потере близкого, территории, статуса, денег или стабильных условий проживания. На бессознательном восприятии могут храниться травмы детства, неразрешенный симбиоз с матерью или же негативные установки о самом себе.

Связка стабильности и перемен прямо пропорциональна. Все живое адаптируется к изменениям от природного циклона до эмоциональных связок в отношениях. Но если же перемены неизбежны, то почему мы их боимся?

Первичный опыт всемогущества или нарциссизма

Появляясь на свет, ребенок не знает о том, что ему готовит жизнь. Мать берет на себя все трудности, которые связаны как с его появлением, так и со своей жизнедеятельностью. Дитя не знает горя и делит свои ощущения только на два лагеря: приятные и неприятные. В этом периоде ребенок и получает свой опыт всемогущества, проходя стадию первичного нарциссизма.

Становясь старше, ребенок может заметить, что больше не является центром вселенной (мамы, которая может отвлекаться и на другие дела или появление новых детей). Случается первая негативная (полезная) фрустрация. Ребенок встречается с горем/неудовлетворенностью: «Как же так? Разве я рожден не для постоянного счастья? Почему не исполняются все мои желания? Я должен сам?»

Именно от опыта первичной утраты, прожитой в детстве, будет складываться реакция во взрослой жизни по отношению к проблемам, трудностям или утратам.

Вот почему так важно, чтобы мать не пресекала самостоятельность, разумную автономность и умела контейнировать состояния ребенка. Гиперопека или полное отвержение, сулит один и тот же исход:

«Ребенок всеми силами будет избегать нового и утрат, а значит, сопротивляться росту и приобретениям». Так как рождается установка «зачем что-то менять, и так сойдет». В этой установке кроется «нарциссическое кровотечение», психологическая незрелость индивида:

  • страх, что сам он может не справиться, не готов;
  • легче избегать ошибок в привычном сценарии;
  • зачем напрягаться, есть кто-то/что-то, что решит мои проблемы;
  • от меня ничего не зависит;
  • не способен инвестировать ни в чувства, ни в знания, ни в благосостояния.
Как остановить «нарциссическое кровотечение»?

Над осознанием «даже если все рушится, ты остаешься» придется немало поработать, но оно стоит того. Это вложения в себя, которые окупаются обретением и сохранением себя в любых условиях.

 Формулой здорового отношения к себе послужит:

  1. Осознание опыта потери, признание своего одиночества. Без здорового нарциссизма этого не случится. Налаживание контакта с собой и своим телом – это про сепарацию от симбиотических или созависимых отношений. Экологично и с психологической седацией можно пройти вместе с психотерапевтом. Далее нужно:
  2. Отгоревать. Обо всех своих обидах, ожиданиях, проекциях.
  3. Взрастить самоценность. Научиться инвестировать свои силы, опыт и знания, отпускать субъекты/объекты, сохраняя себя.
Как понять, управляю ли я собой и ситуацией или нет?

Жизнь может устраивать нам различные испытания. И формируются они от того, насколько мы к ним подготовлены, и как мы на них реагируем. Осознать новую реальность нам помогает фрустрация.

Именно процесс фрустрации (расстройство планов, уничтожение замыслов, горевание) является не только естественной реакцией на боль или утрату, но и выполняет самую важную психическую работу, которая позволяет нам «осознать» новую реальность.

Задача этого процесса в возможности понять, какую ценность нес утерянный объект/субъект в нашей жизни и психике, какую оплошность совершили, и какие дальнейшие действия предпринимать. Тут есть возможность освободить свое «Я» через осознание того, что потеряли, и перестроиться.

Если же человек способен увидеть в переменах возможности для дальнейшего будущего и не умаляет значения других перспектив, то это является актом нормальной реакции психики.

Если же человек ищет виновного, идеализирует или наоборот драматизирует события или человека, то индивид окончательно утрачивает себя как личность, свою способность к росту и контролю собственной жизни, так как перекладывает свою жизнь в никуда. В этом случае работа с горем не завершена, и человек может застрять в незакрытом гештальте инфантилизма или диссоциации.

«”Я” находит себя в том, что теряет», так однажды писал французский психиатр Поль-Клод Ракамье. И действительно, без утраты невозможно приобретение.

Бояться нас заставляет незнание, отсутствие опыта происходящего, ведь все когда-то случается в первый раз. Переживания для того и созданы, чтобы помочь себе проложить путь к разрешению ситуации, а не застревать на самобичевании за совершенную или непредвиденную ошибку. Опыт – это то, что обогащает личность и делает ее почти неуязвимой, так как есть навык встречать перемены с опорой на свое «Я».


Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Unsplash/Kalei de Leon

Поделиться: