
Современная психотерапия и нейропсихология рассматривают синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как сложное, многокомпонентное состояние, в основе которого лежат нейробиологические и психосоциальные факторы. Об этом рассказывает психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Родители часто сталкиваются не только с проблемами поведения ребенка, но и с собственной эмоциональной реакцией на них. Как психотерапевт и нейропсихолог, я отмечаю, что эффективная помощь семье невозможна без глубокой работы с ее структурой, динамикой взаимоотношений и внутренними ресурсами, так как одним из важнейших пунктов является родительская осведомленность и готовность сотрудничать на пути к адаптации ребенка с СДВГ.
Итак, для поддержки семьи нам потребуется разобраться, что такое СДВГ, поднять вопрос о значении консультирования семьи, а также какие существуют семейные типы и стратегии работы. В завершении — рекомендации родителям.
Значение консультирования семьи
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) — один из вариантов минимальных мозговых дисфункций (ММД), картину которого определяют неуместная, несоответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, сопутствующие нарушения поведения, трудности обучения, слабая успеваемость в школе, заниженная самооценка.
Родители — ключевые фигуры в процессе коррекции СДВГ. Их восприятие проблемы, эмоциональное состояние, готовность к изменениям и степень вовлеченности напрямую влияют на состояние ребенка. Консультирование семьи — это не просто разъяснение диагноза и выдача рекомендаций. Это глубокий процесс, направленный на изменение семейных установок, трансформацию неэффективных паттернов воспитания и развитие новых стратегий взаимодействия.
Семейные типы и стратегии работы
Далеко не каждая семья включена в процессы, связанные с ребенком, и реакции на проблему варьируются от высокой тревожности и гиперопеки до игнорирования и даже обесценивания того, что происходит с их собственным чадом. Одна из неочевидных проблем — это неосведомленность, стыд и страх родителя, что с его ребенком что-то не так, и в этом виноват он. Отсюда родитель либо стремится загладить и замять причинно-следственные механизмы, либо проявляет жестокость.
Приведу в пример 3 типа родительских поведенческих реакций:
I тип: семья, принимающая ребенка
Эти родители осознают проблему, изучают информацию, ищут способы улучшить взаимодействие с ребенком. В работе с такими семьями важно углубить их понимание биопсихосоциальных механизмов СДВГ, помочь развить навыки саморегуляции у ребенка и научить учитывать его когнитивные особенности. Часто вопросы касаются медикаментозного лечения: давать ли ребенку препараты, как часто их нужно принимать, есть ли альтернативные методы. Родителям важно объяснить необходимость комплексного подхода, сочетающего психотерапию, нейропсихологическую коррекцию, поведенческую терапию и медикаментозное сопровождение (при необходимости).
II тип: семья, перекладывающая ответственность
Родители данного типа склонны считать, что решением проблем должны заниматься специалисты, родственники, школа (примечание: они так и говорят: «Вот ребенок, занимайтесь! Я тут при чем?!»). Важно помочь им осознать свою ключевую роль в коррекции поведения ребенка. Психотерапевтическая работа направлена на изменение установок: переход от позиции жертвы или обвинителя к активному включению в процесс. Здесь акцент ставится на обучение родителей стратегиям управления стрессом, формирование здоровых границ и восстановление эмоционального ресурса.
III тип: семья, отрицающая проблему
Эти родители не принимают диагноз, списывают проблемы на характер ребенка, внешние обстоятельства. Часто в таких семьях присутствует дисфункциональная модель взаимодействия, включающая эмоциональное или физическое насилие. Важно донести, что СДВГ — это не воспитательная проблема, а нейропсихологический синдром, требующий специализированной помощи. Работа с такими семьями требует осторожности, постепенного изменения установок и привлечения других специалистов (семейных психотерапевтов, педагогов, неврологов).

Основные рекомендации родителям
1. Понимание природы СДВГ: важно осознать, что поведение ребенка обусловлено особенностями работы его мозга, а не его «плохим характером» или намеренным непослушанием.
2. Создание структурированной среды: четкий распорядок дня, предсказуемость, снижение количества отвлекающих факторов помогают ребенку лучше контролировать свое поведение.
3. Развитие навыков саморегуляции: обучение ребенка управлять своими эмоциями, развивать внутренний контроль через техники поведенческой терапии и нейропсихологические упражнения.
4. Поддержка родителей: важно не только обучать их стратегиям взаимодействия, но и работать с их собственными эмоциональными реакциями, страхами и выгоранием.
5. Комплексный подход: сочетание психотерапии, когнитивно-поведенческих техник, медикаментозного лечения (при необходимости) и поддержки специалистов.
Семья играет ключевую роль в жизни ребенка с СДВГ. Грамотно организованное консультирование позволяет не только улучшить поведение ребенка, но и трансформировать семейную систему, создавая условия для гармоничного развития.
Работа с родителями требует не только когнитивного просвещения, но и глубокой психотерапевтической работы, направленной на изменение установок, снижение тревожности и повышение осознанности. Только комплексный подход позволяет добиться устойчивых положительных изменений в жизни ребенка и всей семьи.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, психолог, психотерапевт, клинический нейропсихолог
Фото: Shutterstock