Цвет — это визуальный эффект, создаваемый спектральным составом света, излучаемого, передающегося или отражаемого объектами, но то, как мы его интерпретируем, — это, прежде всего, социальный и культурный конструкт, сформированный обычаями, идеологиями и влиянием СМИ.
Как отмечает французский историк Мишель Пастуро, цвета создаются не природой — и не только глазом или мозгом, — а обществом, которое придает им разные значения в зависимости от эпохи. Таким образом, они становятся своего рода индикатором преобразований каждого десятилетия.
Французские ученые провели исследование: как сменяющие друг друга поколения определяются наборами ценностей, убеждений и моделей поведения, которые также проявляются визуально, в первую очередь через их собственные отличительные цвета.
Сегментация по поколениям — бумеры, X, Y, Z, Альфа — позволяет наблюдать цветовые предпочтения, которые являются не просто вопросом индивидуального вкуса, но отражением коллективного отношения ко времени, стремлениям и доминирующей эстетике.
Бэби-бумеры (родившиеся между окончанием Второй мировой войны и серединой 1960-х годов) и поколение X (1965–1980) тяготели к более традиционным палитрам с преобладанием нейтральных и пастельных тонов. Начиная с 1970-х годов, они обогащались земляными оттенками, почерпнутыми из природы — зелеными, коричневыми и ржаво-красными.
Поколение Y, или миллениалы (с 1980-х до середины 1990-х годов), увидело расцвет культового цвета: миллениального розового. Этот мягкий пастельный оттенок стал больше, чем просто оттенок, в 2010-х годах он стал символом легкости, оптимизма и, прежде всего, вызовом традиционным гендерным кодам.
Для поколения Z (1995–2010) первым ярким оттенком стал желтый, быстро названный «желтым поколения Z», который появился около 2018 года как намеренный контраст с розовым их предшественников. Вскоре после этого в микс вошел фиолетовый — долгое время ассоциировавшийся с властью, креативностью и феминистской борьбой, а теперь переосмысленный как символ инклюзивности и самовыражения. В последнее время зеленый завоевал популярность. С одной стороны, он стал объединяющим цветом для экологических проблем и в политическом дискурсе; с другой стороны, он был переосмыслен как провокационный, яркий экранный зеленый, популяризированный в 2024 году британской певицей Charli XCX.
Поколение Альфа, которое все еще находится в начале своего пути, колеблется между двумя полюсами: тягой к естественным, спокойным тонам и ранним погружением в насыщенные, искусственные цвета цифрового мира.
Фото: Shutterstock
Источник: The Conversation