Готовимся к Хэллоуину: 10 лучших хорроров всех времен
Shutterstock: SROOLOVE

Любительницам пощекотать нервы посвящается…

Если кино — это сон с открытыми глазами, то фильмы ужасов по праву можно рассматривать как кошмары наяву и возможность напрямую столкнуться с нашими бессознательными страхами — чаще всего в качестве развлечения, но иногда и с явной целью напугать себя. Вот 10 лучших хорроров всех времен, которые добавят градус страха в твой привычный коктейль жизни.

10 место — «Кэрри»

Чистое сказочное блаженство ужасов. Адаптируя первый роман Стивена Кинга, Брайан де Пальма сделал фильм, погрязший в саспенсе, но в то же время он полностью связал человеческую сторону этой истории, что для него редкость. Сисси Спейсек в роли Кэрри, скромной школьницы, страдающей от своего рода посттравматического стрессового расстройства, настолько трогательна в своей уязвимости, что завораживает. А кульминационная сцена на выпускном вечере пронизана такой трепетной романтикой, что когда она превращается в кровавую бойню, зрители словно сливаются с демонами телекинетической мести Кэрри.

9 место — «Сало, или 120 дней Содома»

Ни один фильм в истории кино не пугает зрителей так, как последняя лента итальянского режиссера и писателя Пьера Паоло Пазолини, являющаяся вольной экранизацией романа «120 дней Содома» Маркиза де Сада. Картина состоит из 4 частей и рассказывает о группе людей, которые оказываются на вилле, где им приходится выполнять жуткие приказы — от причинения увечий до безумного копрофилического банкета, а правят игрой президент, герцог, епископ и судья. В фильме показаны жестокие и экстремальные сцены, но «Сало» не следует принимать за порнографию: извращенная лакмусовая бумажка Пазолини вовлекает зрителя в мир насилия.

8 место — «Франкенштейн»

Самый лучший и совершенный фильм о монстрах. Не будем забывать, что в начале 30-х годов существо Бориса Карлоффа, ставшее квинтэссенцией и иконой ужасов старого Голливуда, представляло собой образ чистого обезображенного ужаса. Адаптировав роман Мэри Шелли 1818 года, режиссер Джеймс Уэйл снял готическую научно-фантастическую драму, которая является шедевром повествования — в фильме столько всего происходит, и он длится всего 69 минут. Колин Клайв в роли безумного доктора, одержимого желанием оживить то, что мертво, движим истерией, одновременно безумной и благоговейной («Оно живое!»). А гений Карлоффа, под всем этим гримом Франкенштейна, заключался в том, чтобы придать существу ранимую уязвимость.

7 место — «Кинопроба»

Не секрет, что многие фильмы ужасов основаны на изображении мужской ярости против женщин. Обратное встречается не так часто, но не будет преувеличением сказать, что сверхжестокий триллер Такаси Миикэ — это «Гражданин Кейн» провидческих садистских феминистских фантазий о мести. Фильм заманивает нас сдержанным коварством, вызывая симпатию к Сигэхару (Ре Исибаси), вдовцу, чей друг-кинопродюсер устраивает для него шуточное прослушивание, чтобы он мог найти себе новую жену. Он встречает Асами (Эии Сиина) и думает, что нашел идеальную пару. Асами — извращенная жертва, чья миссия заключается в том, чтобы подвергать мужчин пыткам. Миикэ ставит фильм как гранд-оперу в пригороде, разворачивающуюся в аду боли. Это катарсическая драма, в которой игра Сиины создает ужасающий образ темной стороны расширения прав и возможностей.

6 место — «Ночь живых мертвецов»

Несмотря на связь с карибским вуду, идея восстающих из могил трупов, лишенных мозга, как она представлена в классике жанра Джорджа Ромеро, породила полчища подражателей. Экономный, малобюджетный, черно-белый фильм, выпущенный в то время, когда почти две трети американских лент снимались в цвете, остается самым мощным хоррором всех времен. Здесь показан мир, который вышел из-под контроля, и единственное место, где можно спрятаться, — это фермерский дом, где плотоядные останки наших сограждан ополчились против нас. Взяв на главную роль чернокожего актера Дуэйна Джонса, Ромеро дал зрителям дополнительный социальный комментарий к фильму, рожденному во времена расовой напряженности и гражданских беспорядков.

5 место — «Ребенок Розмари»

К концу 1960-х годов идея о том, что в мире орудует дьявол, уже не казалась надуманной. Это самый интимный фильм Романа Полански о сатане из когда-либо снятых. Миа Фэрроу феерично исполнила роль Розмари, невинную жену амбициозного актера (Джон Кассаветис), который заключает сделку с культом дьяволопоклонников. Фильм порождает такую запредельную паранойю и напряженность, что его можно считать одним из последних великих произведений классического кино, вышедших из Нового Голливуда.

4 место — «Челюсти»

Фильм «Челюсти» Стивена Спилберга заставил миллионы людей держаться подальше от воды. Конечно, акулы всегда были страшны, но хаотично снятый блокбастер дал обычным людям повод опасаться, что они могут подвергнуться нападению в самых маловероятных местах: в озерах, бассейнах и на пляжах, где никогда не встречалось ни одного плавника. Начальная сцена — злополучный полуночный заплыв — намекает на то, что может скрываться под поверхностью воды, а решение снимать с точки зрения акулы (плюс ускоряющая пульс партитура Джона Уильямса) позволило нашему воображению сделать свою работу. К тому моменту, когда в конце фильма гигантская бутафорская акула нападает на лодку, зрители наделили доисторический вид почти сверхъестественной силой. Возможно, опасность была преувеличена, но она ощущалась реально.

3 место — «Психо»

Величайший фильм Альфреда Хичкока — такая веха кинематографического ужаса, что почти трудно поверить, как он был встречен в 1960 году: как эффективная, но явно низкопробная интрига, своего рода гнусный веселый дом. Сейчас каждая деталь и мотив «Психо» — птицы, водостоки, глаза, стеклоочистители, лестница, болото, безумно визжащие скрипки, не говоря уже о викторианской голове миссис Бейтс, — стали не иначе как культовыми. Хичкок взял свою телевизионную команду и снял готическую мистерию первобытного ужаса, которая приглашает нас посмотреть на себя со стороны. В самой знаменитой сцене в душе напряжение настолько вырастает, что кажется, будто фильм убивает не только Мэрион Крейн: ощущение, что в будущем доброты любого человека будет достаточно, чтобы защитить окружающих. С этого момента мы становимся послушными в руках Мастера. Чем больше ты смотришь «Психо», тем больше убеждаешься, что в исполнении Энтони Перкинса воплощены коварство и ужас веков.

2 место — «Изгоняющий дьявола»

До того как режиссер Уильям Фридкин взял в руки роман Уильяма Питера Блэтти, одержимость на экране была не более чем салонным трюком: прославленный гипноз, когда глаза жертвы, поддавшейся внушению, стекленели, и она выполняла чужие приказы. Блэтти затронул нечто гораздо более древнее, феномен, который с трудом объясняли даже религиозные эксперты. Спустя полвека классика Фридкина (по слухам, вызывающая обмороки) остается столь убедительной, потому что все участники фильма преданы реализму демонической одержимости. Линда Блэр в роли Риган все глубже погружается на темную сторону, Эллен Берстин передает родительскую панику от непонимания того, что не так с твоим ребенком. Ее непоколебимая приверженность рациональным объяснениям настраивает на безумные махинации с переворачиванием кровати и вращением головы. Зло кажется экстремальным, но в то же время правдоподобным.

1 место — «Техасская резня бензопилой»

Тоуб Хупер снял фильм с лирическим саспенсом, достойным экзистенциального гринхауса Хичкока. Он взял историю о пяти пост-хиппи-подростках, едущих в фургоне по техасским дебрям, и превратил ее в погружение в американскую бездну. Главный образ фильма — психически неполноценный немой громила носит маску из человеческой кожи и орудует электроинструментом, применяя пытки и смерть в равной степени. Он — дедушка убийц в масках в жанре слэшеров (Майкл Майерс, Джейсон Вурхиз), но все они действовали из ярости. Злодеем двигало нечто иное — он был мясником, убивал людей, как скот, впадая в неистовство. Это образ безумия как движущей энергии мира: персонаж, размахивающий бензопилой на фоне восходящего солнца, его безумный танец смерти  — не просто ритуал, а предупреждение, чо придет нечто нечестивое.


Фото: Shutterstock
Источник: Variety

Поделиться: