Удивят ли британцев казахстанские дизайнеры в этом году?

Мы любим, говорить о своей исключительной роли в мировой цивилизации, идеи кочевничества и творчестве номадов. 18 июня 2022 года в Лондоне пройдет модный показ национальных дизайнеров, прославляющих в своем творчестве казахские мотивы ручного ремесла.

В этом году благодаря поддержке Посольства РК в Великобритании, члену Верховного Парламента Соединенного Королевства Dr. Reza Tabrizi, а также сотрудничеству с Silk Road Fashion (штаб-квартира в Лондоне), 18 июня в Pall Mall пройдет показ казахстанских дизайнеров (ранее они были приглашены на неделю высокой моды в Лондон, но из-за ограничительных Covid -2019 мер, введенных королевством, этой весной не смогли попасть на показ).

Мир казахстанской моды начал свою историю на различных подиумах в Азии и Европе. Получая зарубежный опыт, мы, тем не менее, не образовали собственную гильдию как во Франции и не смогли создать единую национальную индустрию, но мэтры фэшн-бизнеса, основатели отечественных показов, таких как KFW или Visa FW (в прошлом MBFW) оказались более гибкими, при столкновении с мировыми социально-экономическими проблемами. И с завидной периодичностью проводят модные показы по расписанию. Заданный ими темп позволяет открывать миру моды новые имена (при KFW был создан проект New Generation. Open way).

Грузинские дизайнеры, соратники Демны Гвасалии (Balenciaga), с благодарностью упоминают казахстанскую модную площадку, давшую им старт в карьере.

К примеру, в прямом эфире с грузинским дизайнером Keti Chkhikvadze, на просьбу ответить на вопрос, как проходила сьемка Моники Белуччи в Париже для Harper’s Baazaar Kazakhstan, дизайнер ответила, что ее пиджак для фотосета актриса выбрала самостоятельно, из всех предложенных образов. А руководство журнала во Франции решило, что эта обложка украсит казахстанский номер под названием «Любовь во время чумы». Для Keti Chkhikvadze это стало знаковым событием, потому что свое творчество она впервые представила миру на KFW в Алматы.

Удивить европейского зрителя давно пытаются казахстанские модельеры, но на протяжении длительного периода сталкиваются с одной проблемой. И она заключается не в идеях или таланте, а в логистических и ритейлинговых поставках.

Зачастую национальные дизайнеры способны изготовить коллекцию лишь для сезонных показов, но технически не способны работать на поток. Для этого нужны иные мощности, такие как большое количество оборудования, рабочая сила, ткани, сырье, фурнитура и разработанные логистические цепочки.

После показов мировые байеры вынуждены заключать договоры не с теми модными домами, чье творчество способно удивить их клиентов, а с теми, кто способен дважды в месяц производить поставки сезонных коллекций, Ready-to-wear, Pre-Fall, а также Cruise collection. Для этого нужны высокие скорости и торговые обороты, которые еще не освоены представителями отечественной креативной индустрии.

Опыт мировых брендов демонстрирует нам, что в развитие лейбла, помимо творческой составляющей, требуется еще знание мерчендайзинга (умение выстраивать бизнес-стратегию, просчитывать риски и ориентироваться на финансовые показатели). А это удается не каждому модному дому. Поэтому мы наблюдаем поглощения концернов либо их разорение.

Возможно, казахстанский опыт имеет свой нетрадиционный творческий путь, в котором мэтры национальной моды стараются совместить европейское качество и восточный подход к работе. Для этого в разные периоды дизайнеры принимали участие в Oriental Fashion Week (Париж), Dubai Expo (ОАЭ) и показы с участием Jimmy Choo (Куала-Лумпур).

На сегодня с уверенностью можно сказать, что существует история сотрудничества казахстанских дизайнеров и основателей континентальной европейской моды, но каков будет эффект от презентации своих изделий перед британской публикой, нам предстоит увидеть 18 июня в Лондоне.

В лондонском расписании были заявлены такие бренды, как Omabelle_world, Shakerbay.design, Marino Madi (nomafashion.kz), _Zhadyra_patchwork_, Asselkenzhe_art, Nurdos_jewerllery и Аnelyamareno.

На показ в Лондоне были приглашены представители политического истеблишмента, британские модный критики, известные байеры, а также пресса.

Выбор организаторов был не случаен. В среде европейской публики идеи sustainability плотно переплетаются с повышенным спросом на этностиль, забытые ремесла и ручное производство. Ставка была сделана на оригинальные техники ремесла с использованием орнаментологии.


Автор: Дина Мустакова, член EGC (London), финалист конкурса Open Eurasian Literary Festival and Book Forum
Фото: Пресс-офис Silk road Fashion/Instagram

Поделиться: