«В творческих профессиях невозможно найти работу, лучше учиться на юриста или экономиста». Сторонники этого мифа не знают, что в мире продаж через социальные сети все решает визуал, а потому фотографы, дизайнеры и ретушеры просто необходимы каждому крупному бренду или блогу. 

О том, как разрушать стереотипы и развиваться на фрилансе, если творчество — ваше призвание, рассказывает Валерия Яськова — ретушер-преподаватель с 9-летним опытом и основатель собственной школы ретуши. 

Как зарекомендовать себя в творческой среде?  

  1. Упаковываем портфолио

Многие из нас (я точно!) собирали грамоты со школьных олимпиад в папочку с гордым названием «портфолио». И хоть все эти благодарности так и пылились в шкафу годами, профессионалу без хорошего портфолио не обойтись.

В каждой сфере разные требования к такой «папочке», но что точно нужно каждому — аккаунт в социальных сетях с отзывами, кейсами и примерами лучших работ. Это должно убедить потенциального заказчика в вашем профессионализме и развеять все его сомнения. 

  1. Определяем целевую аудиторию 

Невозможно заинтересовать человека, если вы не понимаете его болей, желаний и ценностей. Например, одна из моих учениц во время курса начала рассылать предложения о сотрудничестве, но не получала откликов. Оказалось, что и фотографы, и салоны красоты, и бренды получали от нее одно и то же сообщение. 

Это — распространенная ошибка новичков: грести всех под одну гребенку и не учитывать интересы заказчика. Например, головная боль свадебных фотографов — тысячи снимков, которые месяцами копятся после съемок. Поэтому при сотрудничестве лучше делать акцент на скорости обработки, а не качестве или уникальности. 

Фото: Andrew Neel: Pexels

Где искать заказы фрилансеру?

  1. Instagram 

В начале своего пути я разработала алгоритм: думала, кому может понадобиться ретушь, подбирала аккаунт по названию или хештегу, подробно изучала страничку и стучалась в Direct с предложением о сотрудничестве. 

В начале отказы расстраивали, но я быстро перестала воспринимать их на свой счет: у человека может быть для этого миллион причин, и только несколько из них напрямую связаны со мной, как с ретушером. Тем более, благодаря портфолио и грамотному общению с клиентами количество отказов свелось к минимуму. 

  1. Telegram-каналы 

Существует множество Telegram-каналов, в которых размещают вакансии (например, «Толока» или «Помогатор»).

Найти их довольно просто — вбиваете в поиск Telegram ключевое слово, например, «фриланс» или «удаленная работа» и анализируете список, который появляется под строкой «Глобальный поиск». 

  1. Facebook и ВКонтакте 

Подбирайте тематические сообщества, где сидят ваши потенциальные клиенты: стилисты, визажисты, фотографы, beauty-мастера, дизайнеры. Анализируйте странички участников и делайте рассылки с персональными предложениями своих услуг. 

Также с разрешения администратора в таких сообществах можно размещать рекламные посты с примерами работ и контактами. Стоимость зависит от количества участников. 

  1. Биржи и агрегаторы 

Классические сайты с вакансиями вроде HH.ru, Jooble, Яндекс.Услуги, ГородРабот может стать отличным стартом. Главный минус таких агрегаторов — разовая подработка с невысокой оплатой.  

Пробуйте выйти на зарубежный рынок: сайты JobisJob, CareerBuilder и Upwork.com. Уровень английского здесь не важен, потому что на первом месте у заказчиков стоит  ваш профессионализм. 

  1. Мероприятия 

Давно замечаю, что клиенты, с которыми мы познакомились вживую, обращаются снова. Встретить их можно на мероприятиях, где сконцентрирована ваша целевая аудитория: воркшопах, бизнес-завтраках и тематических мастер-классах. Информация обычно публикуется в группах Facebook и ВКонтакте. 

Конечно, первые шаги в профессии самые сложные. Хорошая новость в том, что искать заказы через биржи и социальные сети нужно только в начале: к профессионалу, который твердо зарекомендовал себя, клиенты приходят сами благодаря отзывам и сарафанному радио.


Автор: Валерия Яськова

Поделиться: