
24 апреля на большие экраны выходит долгожданный фильм Амира Каракулова и Асылкан Алишеровой — «Қызыл Дамбал», откровенная и пронзительная история о женщинах, которые отказываются быть жертвами.
Их символ — алые шаровары, в которых они возвращают себе голос и силу.
Редакция ELLE Kazakhstan встретилась с соавтором картины, режиссером и сценаристом Асылкан Алишеровой, чтобы узнать, как рождался фильм, чему он учит и почему о нем нужно говорить сейчас.
История, которая легла в основу фильма, пришла к Асылкан еще в юности, когда она только окончила школу. Все началось с рассказа ее снохи. «Это было много лет назад, когда я была совсем молодой. Моя сноха — она была намного старше меня — как-то рассказала мне эту историю о девушках в ‘красных штанах’. В ее студенческие годы в 70-х годах появилась группа девушек, которых называли ‘красные штаны’, потому что они учились в институте физкультуры и носили форму ярко-алого цвета», — вспоминает Асылкан.
Эти студентки стали своего рода символом протеста и мести. Они объединились, чтобы мстить мужчинам, которые ушли от ответственности за свои преступления. Их действия стали не только актом мести, но и своего рода ответом на бездействие системы, которая оставляла без наказания насилие и преступления. История потрясла Асылкан, и она не могла забыть этот рассказ. Но это стало лишь началом. Когда произошло убийство Салтанат Нукеновой, она почувствовала, что должна рассказать эту историю.
«Мы с Амиром Булатовичем решили перенести действие в нулевые, чтобы фильм звучал острее и современнее. Прошло более тридцати лет, а ситуация почти не изменилась: девушек по-прежнему крадут, насилуют, избивают, подвергают харассменту, а наказания за это практически нет. Женщины стесняются, боятся, молчат — их воспитывают в духе «ұята» (прим. ред. — «стыд»).
«Перенос событий в более близкое время позволил показать, что проблема остается живой и сегодня. К тому же воссоздание атмосферы 70-х потребовало бы огромных затрат: машины, дома, интерьеры были бы совершенно другими».

Один из самых важных моментов при создании фильма — это выбор актрис, которые смогут сыграть не просто роли, а пережить каждую сцену на уровне тела и души. Сначала казалось, что найти подходящих людей будет невозможно. Однако все изменилось, когда команда поехала в этно-аул Gunny. Этот момент, на первый взгляд случайный, стал решающим
«Каскадеров среди героинь всего две: главная актриса и еще одна девушка. Они профессионально работают с лошадьми. Мы организовали для них специальный курс актерского мастерства: у нас преподавали Гульжан Тузельбаева, окончившая Нью-Йоркскую киноакадемию, и Жанна Канышева, работавшая по советской системе. После подготовки они прекрасно справились со своими ролями. Остальные героини — профессиональные актрисы. Нам были нужны натренированные, физически подготовленные девушки, чтобы интенсивные сцены выглядели естественно».


Хотя картина задевает тяжелые темы насилия и мести, Асылкан подчеркивает: фильм «Қызыл Дамбал» — это не просто история о мести. Для нее важнее, чтобы фильм вдохновлял зрителей не на насилие, а на силу духа. В этой истории есть место не только для боли, но и для любви, юмора и надежды.
«Я бы никогда не стала снимать кино о голой мести. Месть — это горечь, это попытка потушить огонь бензином. А наша история — про то, как не сломаться. Про то, как не стать жертвой навсегда. Про то, что иногда, чтобы спасти себя, надо подняться и сказать: «Хватит!» Да, иногда это требует силы. Иногда — отчаяния.
Лично я поддержала бы ужесточение наказаний за тяжкие преступления, особенно против детей. Я считаю, что за изнасилование ребенка должны быть самые суровые меры — чтобы другим было неповадно. Безнаказанность порождает новое насилие
Также нам очень хотелось посеять в зрителе надежду. Надежду на то, что если бороться, можно стать счастливым. Поэтому мы добавили легкие моменты, юмор, красивую историю любви. Мы хотели показать: есть вокруг и добрые, сильные мужчины, на которых можно положиться».


Стоит отметить, что фильм дал авторам возможность взглянуть на тему с двух сторон — мужской и женской. Для Асылкан особенно важно было показать все грани женской натуры, в том числе и силу духа. Ей хотелось передать, что женщины — не пустое место: они матери, сестры, дочери. Взгляд проявился в поведении героинь, в их силе, в правде жизни. Также она настаивала на искренности, на аутентичности аульной жизни, которую хорошо знает лично.
Разговаривая о социальных переменах, мы не могли не задать важный вопрос: как изменилась бы реакция общества, если бы фильм вышел пять лет назад? Нас особенно интересовало, какое послание режиссер вкладывает в свой фильм. Что бы она хотела, чтобы зрители почувствовали, выходя из кинозала?
«К сожалению, за 50 лет мало что изменилось. Как 30 лет назад, так и сегодня, особенно в аулах и маленьких городах, людей сдерживает «уят». Женщины молчат, терпят, а окружающие убеждают: «стерпится — слюбится». Безнаказанность рождает новые преступления. Это порочный круг, который нужно разрывать.
Пять лет назад меньше говорили о насилии. Больше боялись поднимать эту тему открыто. Но правда в том, что боль была всегда. Просто сейчас мы учимся не отворачиваться. Учимся говорить вслух.
Я хочу, чтобы зритель вышел из зала с ощущением: «Я стал сильнее. Я не буду молчать». Чтобы люди поняли: нельзя замалчивать боль. Нужно говорить об этом вслух и добиваться справедливости».


В какой-то момент мы задумались: а как воспримут «Кызыл дамбал» за пределами Казахстана? Что увидят международные зрители, когда впервые встретятся с казахстанскими женщинами через экран?
«Я хочу, чтобы они увидели: казахстанская женщина — это не просто часть какого-то далекого, экзотического мира. Наши женщины — как степь: бесконечные и живые, мудрые и полные скрытой энергии. Они несут на себе огромную тяжесть забот, но остаются открытыми и светлыми.
Есть прекрасный образ: маленькая хрупкая женщина ведет за собой огромного быка, на котором сидят люди. Для меня это — образ казахской женщины».

В завершение нашей беседы мы попросили героиню поделиться личными открытиями, которые подарил ей проект «Кызыл дамбал».
«Этот проект стал для меня огромной школой. Благодаря Амиру Булатовичу Каракулову я научилась видеть кино не только сердцем, но и глазами режиссёра: что важно в кадре, где искать суть. Я поняла, насколько важна команда. И как женщина я почувствовала: забота, тепло, поддержка — бесценны на пути к созданию чего-то большого».
Фильм «Кызыл дамбал» выходит в прокат 24 апреля.
Чтобы стать началом разговора — и началом перемен.
Фото: пресс-офис