Вчера, 24 апреля, на большие экраны вышел долгожданный фильм Амира Каракулова и Асылкан Алишеровой — «Қызыл Дамбал», откровенная и пронзительная история о женщинах, которые отказываются быть жертвами. Их символ — алые шаровары, в которых они возвращают себе голос и силу.

Редакция ELLE Kazakhstan встретилась с режиссером Асылкан Алишеровой накануне выхода фильма «Қызыл Дамбал». Этот диалог сразу же перестал быть обычным интервью. Он стал откровенным разговором о страхах, надеждах, силе женского голоса — и о кинематографе как способе исцеления.

Интервью: Дара Атжанова

ELLE: Помните ли вы тот момент, когда впервые услышали историю про девушек в «красных шароварах»? Какие эмоции вы испытали? Что вас зацепило?

А. А. : Это было много лет назад: я была еще совсем юной, только окончила школу. Мы сидели дома, и моя сноха — она была гораздо старше меня — рассказала эту историю. Она вспомнила, как в ее студенческие годы, в 70-х, появилась банда девушек, которых называли «красные штаны» — так как они учились в физкультурном институте и носили форму ярко-алого цвета. Эти студентки, спортсменки, начали мстить парням, избежавшим наказания за свои преступления — кражи, изнасилования и насилие. Их действия стали ответом на бездействие системы. Эта история глубоко впечаталась в мою память. И когда случилось то, что случилось с Салтанат (Салтанат Нукеновой — прим.ред.) , я сразу вспомнила рассказ снохи.

ELLE: Почему вы с сорежиссером фильма Амиром Каракуловым решили перенести действие фильма из 70-х годов в нулевые? И что дало это смещение по времени?

А. А. : Мы с Амиром Булатовичем решили перенести действие в нулевые, чтобы фильм звучал острее и современнее. Прошло более тридцати лет, а ситуация почти не изменилась: девушек по-прежнему крадут, насилуют, избивают, подвергают харассменту, а наказания за это практически нет. Женщины стесняются, боятся, молчат — их воспитывают в духе «ұята» (прим. ред. — «стыд»).

Перенос событий в более близкое время позволил показать, что проблема остается живой и сегодня. К тому же воссоздание атмосферы 70-х потребовало бы огромных затрат: машины, дома, интерьеры были бы совершенно другими.

ELLE: Эта история — про месть? Как вы сами относитесь к насилию во имя справедливости?

А. А. : Я бы никогда не стала снимать кино о голой мести. Месть — это горечь, это попытка потушить огонь бензином. А наша история — про то, как не сломаться. Про то, как не стать жертвой навсегда. Про то, что иногда, чтобы спасти себя, надо подняться и сказать: «Хватит!». Да, иногда это требует силы. Иногда — отчаяния. 

Лично я поддержала бы ужесточение наказаний за тяжкие преступления, особенно против детей. Я считаю, что за изнасилование ребенка должны быть самые суровые меры — чтобы другим было неповадно. Безнаказанность порождает новое насилие.

А наша история — про то, как не сломаться. Про то, как не стать жертвой навсегда. Про то, что иногда, чтобы спасти себя, надо подняться и сказать: «Хватит!».

ELLE: Темы в фильме тяжелые, но вы нашли в них место и для юмора. Как вам удалось удержать этот хрупкий баланс?

А. А. : Нам очень хотелось посеять в зрителе надежду. Надежду на то, что если бороться, можно стать счастливым. Поэтому мы добавили легкие моменты, юмор, красивую историю любви. Мы хотели показать: есть вокруг и добрые, сильные мужчины, на которых можно положиться.

ELLE: Почему вы решили доверить роли героинь именно каскадерам, а не только профессиональным актрисам?

А. А. : Каскадеров среди героинь всего две: главная актриса и еще одна девушка. Они профессионально работают с лошадьми. Мы организовали для них специальный курс актерского мастерства: у нас преподавали Гульжан Тузельбаева, окончившая New York Film Academy, и Жанна Канышева, работавшая по советской системе. После подготовки они прекрасно справились со своими ролями. Остальные героини — профессиональные актрисы. Нам были нужны натренированные, физически подготовленные девушки, чтобы интенсивные сцены выглядели естественно.

ELLE: Что для вас — «женский взгляд» в кино? В чем его сила? И как он проявился в «Қызыл Дамбал»?

А. А. : Мы с Амиром Булатовичем смотрели на фильм с двух сторон: он — с мужской, я — с женской. Мне было важно показать женщину сильной духом. Хотелось передать, что женщины — не пустое место: они матери, сестры, дочери. Женский взгляд проявился в поведении героинь, в их силе, в правде жизни. Также я настаивала на искренности, на аутентичности аульной жизни, которую хорошо знаю сама. 

ELLE: Какая сцена оказалась для вас самой тяжелой в эмоциональном плане? Что в ней откликнулось глубже всего?

А. А. : Самым тяжелым для меня было снимать сцену на кладбище. Я все время думала о маме. Как много я ей не сказала. Как мало обняла. Каждый дубль был как нож в сердце. Я плакала не актерскими слезами — настоящими. Потому что это была моя личная боль.

Қызыл Дамбал
Қызыл Дамбал

ELLE: А если бы фильм вышел, скажем, пять лет назад — зрители восприняли бы его иначе

А. А. : Нет. К сожалению, за 50 лет мало что изменилось. Как 30 лет назад, так и сегодня, особенно в аулах и маленьких городах, людей сдерживает «уят». Женщины молчат, терпят, а окружающие убеждают: «стерпится — слюбится». Безнаказанность рождает новые преступления. Это порочный круг, который нужно разрывать.

Пять лет назад меньше говорили о насилии. Больше боялись поднимать эту тему открыто. Но правда в том, что боль была всегда. Просто сейчас мы учимся не отворачиваться. Учимся говорить вслух.

ELLE: Что бы вам хотелось, чтобы человек унес с собой после просмотра «Қызыл Дамбал»?

А. А. : Я хочу, чтобы зритель вышел из зала с ощущением: «Я стал сильнее. Я не буду молчать». Чтобы люди поняли: нельзя замалчивать боль. Нужно говорить об этом вслух и добиваться справедливости.

ELLE: Представим, что фильм покажут за пределами Казахстана. Что бы вы хотели, чтобы международный зритель понял о казахстанских женщинах?

А. А. : Я хочу, чтобы они увидели: казахстанская женщина — это не просто часть какого-то далекого, экзотического мира. Наши женщины — как степь: бесконечные и живые, мудрые и полные скрытой энергии. Они несут на себе огромную тяжесть забот, но остаются открытыми и светлыми. 

Есть прекрасный образ: маленькая хрупкая женщина ведет за собой огромного быка, на котором сидят люди. Для меня это — образ казахской женщины.

ELLE: Чему вас научил этот проект? Как человека, как женщину, как режиссера?

А. А. : Этот проект стал для меня огромной школой. Благодаря Амиру Булатовичу Каракулову я научилась видеть кино не только сердцем, но и глазами режиссера: что важно в кадре, где искать суть. Я поняла, насколько важна команда. И как женщина я почувствовала: забота, тепло, поддержка — бесценны на пути к созданию чего-то большого.

Фильм «Қызыл Дамбал» выходит в прокат 24 апреля. Это больше, чем просто картина — это голос, который должен быть услышан. Это разговор о том, как важно противостоять насилию, как важно искать справедливость, даже если путь к ней тернист. Этот фильм — не только о прошлом, но и о нашем настоящем.


Интервью: Дара Атжанова | @daraatzhanova
Фото: пресс-офис

Поделиться: