
Аукцион как спектакль.
Туман стелется по полу, в воздухе витает аромат от Frédéric Malle, где-то на фоне звучит Бетховен и электронная музыка, а из сумрака проступают вырезанные силуэты солдат. Нет, это не сцена из исторической драмы, а лондонский Sotheby’s, где вчера, 25 июня, прошел аукцион наполеоновских реликвий. За этот гипнотический антураж отвечал Жан-Шарль де Кастельбажак — дизайнер, художник и потомок французской аристократии, сумевший превратить фрагменты военной истории в тонкий визуальный перформанс.
Предметом аукциона стала коллекция Пьера-Жана Шаленсона — одного из самых ярких (и, пожалуй, самых скандальных) коллекционеров артефактов эпохи Наполеона. Но вместо сухой музейной подачи — полное погружение в атмосферу, где все работает на эмоцию. «Мне близка мысль, что мы живем в XXI веке, и рассказывать эпос можно не в пыльном ключе, а через чувства, поп-культуру и визуальную поэзию», — говорит де Кастельбажак, тот самый дизайнер, что когда-то одевал мир в плюшевые пальто и мультяшные свитеры, любимые рэперами и подростками с художественным чутьем.
Гостей встречает клубящийся туман — прямая отсылка к утренним туманам сражений, о которых Наполеон писал в своих мемуарах. Вокруг — не классические витрины, а гигантские силуэты игрушечных солдат с золотыми контурами — дань детскому увлечению императора тактикой. Над всем этим — зеленый флаг с золотой пчелой, созданный мастерской Doublet, той самой, что шила знамена к открытию Нотр-Дама. Наполеон, к слову, безуспешно мечтал заменить им французский триколор.
Среди топ-лотов — легендарная треуголка, изготовленная его личным шляпником Пупаром (оценочная стоимость составляет от 250 до 400 миллионов тенге), личная печать из золота и черного дерева (от 75 до 125 миллионов тенге), бархатное тронное кресло и торжественный портрет Наполеона в плаще верхом на коне.
И все же самого Кастельбажака больше тронули другие предметы: мятая рубашка, хлопковый платок с острова Святой Елены — последнего приюта императора, — и локон его волос. В этих деталях, говорит он, оживает не миф, а человек.
Стоит отметить, модные дизайнеры, кажется, все чаще «вторгаются» в мир искусства и антиквариата. К примеру, в прошлом году Sotheby’s пригласил Жюльена Доссена из Rabanne курировать продажу дизайнерских объектов ХХ века, а Jacquemus — оформить выставку перед аукционом Christie’s в Нью-Йорке.
Фото: Courtesy of Sotheby’s
По материалу WWD