
Как формируется конфлюэнция? Что такое здоровая и нездоровая привязанность? И как с этим работать? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Каждый раз на терапевтических сессиях я сталкиваюсь с тем, как сильно тема привязанности определяет качество жизни человека. Любовь, отношения, близость, дружба, воспитание детей — все это и не только строится на основе привязанности, сформированной задолго до того, как человек научился говорить. То, как мы привязываемся к значимым другим в детстве, формирует не только нашу способность любить и быть в близости, но и задает траекторию всей взрослой жизни: от выбора партнера до реакции на боль и расставание.
Конфлюэнция: ты мне враг или опора?
Одним из ключевых процессов, с которым сталкиваются в психотерапии, является конфлюэнция.
Конфлюэнция (от англ. “confluence” — «слияние») — один из механизмов психологической защиты, наряду с интроекцией, проекцией и ретрофлексией. Конфлюэнция — это гештальт-терапевтический термин, обозначающий нарушение границ между «Я» и «другим», когда человек перестает различать свои чувства, желания и потребности от чувств и ожиданий окружающих. Другими словами, человек эмоционально сливается с другим, не осознавая, где заканчивается он сам и начинается другой. Это не контакт, а симбиоз.
В основе конфлюэнции часто лежит страх отвержения, травма утраты или опыт небезопасной привязанности. И если от тебя звучит: «Я просто так сильно его люблю, что жить без него не смогу», «Я ничего не чувствую» — то ты имеешь дело с конфлюэнцией.
Термин конфлюэнция впервые был предложен «отцом» гештальтпсихологии Фредериком Перлзом, которое прочно закрепилось в определении типов зависимости.
Сегодня различают нормальную и патологическую конфлюэнцию. При нормальной в ходе знакомства и общения с другим человеком происходит сближение и налаживается контакт, после следует безболезненный выход из этого контакта, без потери собственных чувств и границ. При патологической конфлюэнции выхода из контакта не происходит, стирается все, что определяло его субъектность.

Виды привязанности и конфлюэнция
Не всегда слияние является признаком психического или поведенческого расстройства. На ранних этапах онтогенетического развития конфлюэнция обеспечивает выживание ребенка, так как полная зависимость от материявляется нормативной симбиотической связью. И даже маркеры «мы» до раннего дошкольного возраста не являются патологической конфлюэнцией.
- И если ребенок растет в атмосфере чуткости и предсказуемости, сохранены границы, эмоциональная включенность/доступность, близость, принятие, забота и уважение, то формируется надежная привязанность, что в будущем даст ориентир, чего достоин человек в отношениях, с собой, партнером, социумом.
- Если же ребенок постоянно сталкивался с непоследовательностью, недоступностью, страхом покинутости и отвержением, то будет формироваться тревожная привязанность — патологическая конфлюэнция, которая станет проявляться в созависимости, навязчивости: «А меня точно любят?», «Я докажу, что меня нужно любить», «Без тебя я погибну» и так далее.
- Есть и избегающая привязанность. Взрослый, который живет по принципам избегающего типа привязанности, в детстве сталкивался с постоянным эмоциональным отвержением, холодом, рациональностью, дистанцией. Его эмоции были не важны, либо проявлять их было небезопасно. Так формируется антиконфлюэнция, что приводит к гипертрофированным границам и невозможности сближения: «Я ничего не чувствую», «Я все забыл/а», «Меня нельзя любить», «Я не умею любить», «Я плохой/плохая».
- И один из самых сложных видов привязанности — дезорганизованная привязанность. Фигура взрослого, одновременно пугающая и притягивающая. Сильный недостаток матери в детстве, хаотичное поведение без норм, границ и соблюдений правил, быстрая смена настроения и решений, эмоциональная нестабильность в правлении реакций. Жизнь ребенка с таким взрослым сравнима с «пороховой бочкой» — неизвестно, когда и за что «рванет». Все это не проходит бесследно и формирует устойчивый страх, напряжение, а нормальное отношение становится скучным. Так формируется травмированное убеждение: если, например, мужчина «катает на эмоциональных качелях», то он «настоящий мужик», если же относится с уважением, заботится, предсказуем и считается с мнением избранницы, то точно френдзона.
И это лишь малая часть примеров, которая скрывается под типом привязанностей. А еще привязанность — это не только эмоциональное, но и нейрофизиологическое состояние. При стабильной привязанности формируются устойчивые связи между префронтальной корой, миндалиной и гиппокампом, что обеспечивает способность к саморегуляции, эмпатии и устойчивости к стрессу.
При травматической активируется HPA-ось (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось) нарушается выработка дофамина и окситоцина. Человек живет в постоянной тревоге, не может расслабиться в отношениях, находится в гипербдительности или эмоциональном отключении.
Что делать?
Как видишь, вопрос привязанности строится на очень сложных взаимосвязывающих конструктов. Патология в отношениях — это и про патологию в процессах мозговых структур. Поэтому без квалифицированной помощи, не обойтись.
Так как необходимо встретиться с:
- Осознанием своего типа привязанности. Без понимания первопричин сложно менять сценарий.
- Переработкой травматического опыта, так как за этим стоят: боль, стыд, страх, отвержение, предательство, насилие.
- В процессе психотерапии, развивать новые эмоциональные связи. Ведь привязанность формируется в отношении к себе.
- Учиться быть в контакте с собой и своими эмоциями. Процесс не быстрый, но рассекречивает все ранее «он такой загадочный и необычный».
- Формированием зрелых отношений. Где есть границы, взаимность, принятие, забота и ответственность, где можно быть собой и не бояться быть покинутым.
Здоровая привязанность — это не «когда нас никогда не бросают». Это когда мы умеем любить, быть рядом, но и выдерживать разлуку. Это способность быть собой с другими. Это опора не на другого, а рядом с другим.
Если ты узнала себя или своих близких в этом материале, это не повод отчаиваться, а знание, что выход к здоровым отношениям с собой и миром есть.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог
Фото: Shutterstock